США В АЗЕРБАЙДЖАНЕ ПОДЧЕРКИВАЕТ НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДВУМЯ СТРАНАМИ Интервью Росса Уилсона
В прошлом месяце Соединенные Штаты и Азербайджан отметили 10-ю годовщину установления дипломатических отношений. В интервью EurasiaNet американский посол в Баку Росс Уилсон дал оценку экономической ситуации в Азербайджане и, в частности, рассказал о возможностях, открывающихся после недавнего снятия ограничений на помощь правительства США Азербайджану. [Дополнительную информацию см. Архив рубрики Eurasia Insight]. Ниже приводится текст беседы, которая была проведена Тимом Уоллом.
EurasiaNet. Какие, по Вашему мнению, перспективы имеют беженцы и внутренне перемещенные лица (ВПЛ) из зоны Нагорно-Карабахского конфликта? Уилсон. Желание улучшить положение тех, кого война и обстоятельства лишили дома, является одним из главных мотивов нашей работы, нацеленной на достижение урегулирования. И мы думаем, что в этом году добьемся успеха. Если в этом или следующем году будет заключен мирный договор - когда-нибудь ведь он будет заключен, - это облегчит возвращение беженцев и ВПЛ.
И тогда международному сообществу вместе с азербайджанским правительством придется серьезно потрудиться, чтобы помочь этим людям вернуться, а также заняться очень серьезными вопросами, связанными с развитием инфраструктуры и т.п.
Пока нет соглашения, которое позволило бы людям вернуться в свои дома, международное сообщество действует по двум направлениям. Прежде всего, особенно в первый период, нуждавшиеся были обеспечены крышей над головой и продуктами. В какой-то мере международное сообщество все еще отчасти занято решением этих вопросов, хотя выделенных на это средств меньше, чем для решения второй задачи - сделать так, чтобы беженцы и ВПЛ могли сами решать свои проблемы и самостоятельно заниматься улучшением своего положения.
Мы продвигаем наши программы помощи в этом приоритетном направлении уже в течение нескольких лет, этим же занимаются и некоторые международные организации.
EurasiaNet. Какие, на Ваш взгляд, шаги должен сделать Азербайджан, чтобы в стране установился благоприятный климат для деятельности местных предпринимателей и иностранных инвесторов? Уилсон. Таких шагов довольно много, однако все они, по-моему, подпадают под примерно четыре категории. Во-первых, существует проблема лицензирования и регистрации: местным компаниям очень трудно зарегистрироваться. Выдачей разнообразных лицензий занимается слишком много инстанций, и для того чтобы получить лицензию, вы должны обойти огромное количество чиновников. Это затрудняет предпринимательскую деятельность.
Во-вторых, требует реформирования система налогообложения. Новый налоговый кодекс, вступивший в силу в январе 2001 года, значительно лучше прежнего. К сожалению, он не всегда правильно толкуется самими налоговыми инспекторами. Мне кажется также, что его не вполне понимают и многие азербайджанские компании. Это приводит к ситуации, в которой или создается видимость, или действительно происходит выкачивание денег из наиболее благополучных компаний.
В-третьих, имеется проблема таможни. Таможенные правила применяются не всегда справедливо. Нет даже понимания того, что они должны применяться справедливо и что все стороны должны быть равны перед ними.
Четвертая категория охватывает первые три, это осуществление законности. Если у вас возникли проблемы в какой-либо из рассмотренных выше областей, вам, на самом деле, некуда обратиться за действительно эффективным решением, потому что судебная система остается слабой и, по видимости или в действительности, несправедливой. В результате решение, принимаемое на таможне и кажущееся произвольным или действительно произвольное, невозможно оспорить. А когда предприниматель все же добивается благоприятного для себя решения, оказывается, что механизмы проведения этого решения в жизнь недостаточны.
Подобно этому, механизм принятия решений в случае споров хозяйствующих субъектов остается слабым, и если компания-соперник богата, то вы практически ничего не добьетесь, пытаясь решить свои проблемы.
EurasiaNet. Что можно сделать для прекращения или реформирования существующей практики взимания налогов авансом? Уилсон. На встрече с президентом [Гейдаром] Алиевым в июле прошлого года представители Американской торговой палаты и посольство США подняли вопрос о разработке стратегии в отношении компаний, не относящихся к нефтегазовой отрасли.
Стратегия в энергетическом секторе оказалась очень успешной и помогла решить проблемы, связанные с разработкой азербайджанских нефтегазовых ресурсов. Мы предложили президенту подумать об аналогичной стратегии в других секторах экономики.
Во-вторых, мы предложили, чтобы ответственным за проведение такой стратегии был назначен влиятельный человек, который мог бы проводить линию на приоритетное развитие предпринимательства и инвестирования на всех уровнях руководства. Должны быть исправлены во многом устаревшие инструкции по лицензированию, невероятные и невыполнимые требования при регистрации предприятий и решены некоторые проблемы, создаваемые налоговыми и таможенными органами.
Что касается частного вопроса об авансовых платежах, то мы поднимали этот вопрос перед правительством и настоятельно рекомендовали отказаться от этой практики, аргументируя это тем, что это очень плохая экономическая политика с очень многих точек зрения.
Они нас поняли, признали существование проблемы и занялись ее решением. Мне сообщали, что положение улучшилось после нашего запроса, однако были и другие сообщения, одно из них поступило сегодня, что практика взимания авансовых налоговых платежей [продолжается]. Мы бы хотели, чтобы она была прекращена.
В стране не развит рынок государственных ценных бумаг, рынок долговых обязательств, которые большинство стран используют, чтобы привлечь средства для решения проблем с денежной наличностью. В контексте возможной помощи правительству мы говорили о рынке долговых обязательств, в развитии которого мы могли бы оказать содействие.
EurasiaNet. Какие меры должно предпринять правительство Азербайджана для борьбы с коррупцией и большей прозрачности финансов государственного сектора? Уилсон. Это очень серьезная проблема. Вопрос заключается в том, чтобы разбить ее на элементы, которые поддаются решению, а не повторять все время, что «коррупция серьезная проблема, и мы должны с ней бороться». Задача борьбы с коррупцией слишком трудна, чтобы ее можно было решить раз и навсегда.
Один из способов - добиваться прозрачности государственной отчетности. Чрезвычайно полезна работа, которая проводится совместно с Всемирным банком и которая направлена на совершенствование процесса составления бюджета и его исполнения, фиксирования расходов правительства через направление отчетов в казначейство при министерстве финансов.
Вторым способом борьбы с коррупцией является выполнение норм права. У нас имеются программы, реализация которых была ограничена 907-й поправкой, направленные на оказание помощи судебной системе, и мы дополнительно усилим эти программы с тем, чтобы они охватывали государственные учреждения. Мы бы хотели, чтобы был проведен в жизнь закон об адвокатуре, принятый пару лет назад. Введение сильной, эффективно действующей системы обеспечения правовых норм будет способствовать появлению сдержек и противовесов, необходимых для решения ряда проблем, связанных с прозрачностью и соответствующим поведением [чиновников].
EurasiaNet. Какова Ваша общая оценка экономического развития Азербайджана за последний период? Уилсон. Азербайджан добился значительных успехов и продолжает процесс экономической и политической интеграции с внешним миром, хотя, конечно, предстоит еще много сделать. Азербайджан в настоящий момент имеет возможность воспользоваться более открытыми отношениями с США, связанными с отменой 907-й поправки и укреплением нашего сотрудничества после событий 11 сентября, и получить конкретную помощь для разрешения некоторых насущных проблем, о которых мы говорили ранее, особенно связанных с проведением экономической реформы.
За последние полтора года Азербайджан добился значительных успехов, взаимодействуя с МВФ и Всемирным банком. Он выполнил то, о чем его просили, и взял на себя обязательства на ближайшие два года. Задача западных стран состоит в том, чтобы помочь азербайджанцам выполнить эти обязательства. Намеченные реформы могут снизить уровень нищеты, увеличить объем инвестиций, создать рабочие места и надежную, долгосрочную основу развития Азербайджана.