государства солидаризируются и проводят политику, которая противоречит национальным интересам Иран ---------------------------------------------------------------------------- ---- (Тегеран, ИСНА, 12 апреля 2002) Представитель комиссии по вопросам национальной безопасности и внешней политики д-р Алаха Кулаи заявила: "Согласно принятому руководством меджлиса решению, все переговоры, касающиеся Каспийского моря, находятся под пристальным вниманием меджлиса, чтобы мы вместе с правительством могли получить приемлемые результаты".
В интервью корреспонденту ИСНА д-р Алаха Кулаи затронула вопрос о сроках визита министра иностранных дел Ирана в Москву и дала пояснения по поводу негативной реакции депутатов меджлиса на результаты визита. Она сказала, что вопросы о визите иранского министра в Россию, о его встрече с президентом Путиным и об обсуждении проблемы использования Ираном природных и других ресурсов Каспийского моря давно стоят на повестке дня и не являются чем-то новым. Важным в этой связи представляется другое: вначале Путин не принял Харрази, затем снова пригласил его совершить поездку в Россию. Не понятно, в чем причина изменения позиции российского правительства в отношении Ирана в течение последнего месяца.
Кроме того, почему отношения между Ираном и Россией строятся таким образом, что в ходе диалога по поводу двусторонних связей и обстановки в регионе совершенно не уделялось внимания проблеме использования Ираном в полном объеме всех тех возможностей, в отношении которых он пользуется исключительным правом.
Алаха Кулаи отметила, что данная проблема выходит за рамки компетенции министерства иностранных дел. Именно с учетом этой проблемы должна строиться внешняя политика страны.
Страны всего мира прилагают усилия к тому, чтобы использовать все возможности для максимального соблюдения своих интересов. В этой связи иранская общественность задается вопросом, почему же Иран до сих пор не мог делать то же самое.
По словам Алахи Кулаи, первоначальная отмена визита Харрази и его проведение на месяц позже непосредственно связаны с региональными и международными проблемами. Другими словами, было сделано все, чтобы визит был посвящен исключительно Каспийскому морю.
В связи с данной проблемой важным представляется тот факт, что со времен Советского Союза остались соглашения, которые определяли порядок использования ресурсов Каспийского моря, и все прикаспийские государства, образовавшиеся после распада СССР, заявили о том, что будут соблюдать эти соглашения. Однако позже эти страны нарушили свои прежние обязательства. Некоторые из них, например Азербайджан, в одностороннем порядке стали использовать источники энергоносителей Каспия. Таким образом, сегодня предпринимаются шаги по разделу Каспийского моря несмотря на то, что существуют соглашения, которые определяют иной правовой статус Каспийского моря. Речь идет о соглашениях 1921 и 1940 годов, в которых был закреплен принцип совместного использования ресурсов Каспия Советским Союзом и Ираном. В настоящее время других соглашений, имеющих правовую базу, по поводу использования ресурсов как самого Каспийского моря, так и его недр, без согласия всех сторон не существует. Тем не менее прикаспийские государства приступили к разделу недр, т.е. источников энергоносителей, расположенных под морским дном. Это стало возможным из-за того, что Иран не пользуется своими правами и не проводит активной политики по данной проблеме.
Иран должен опротестовать подписанное три года назад соглашение между Россией и Казахстаном, а также недавнее соглашение России с Азербайджаном. Ирану не следует мириться с этими соглашениями. Если такая ситуация вокруг Каспийского моря сохранится, а есть опасения, что двусторонние и многосторонние соглашения будут и впредь заключаться без учета мнения иранской стороны и ее законных интересов, то Иран может быть поставлен перед уже свершившимся фактом. Пока использование каспийских ресурсов названными странам не нашло своего практического воплощения, и их соглашения все еще остаются на бумаге, поскольку одновременно с ними должны быть достигнуты приемлемые договоренности о транспортировке добытых энергоносителей. Что касается американской стратегии в вопросе об использовании ресурсов Каспийского моря, то в этой связи со всей определенностью можно сказать, что она направлена на лишение Ирана его источников. К сожалению, в настоящее время наблюдается растущая солидаризация в вопросе о Каспии бывших советских республик, с одной стороны, и США - с другой, и эта солидаризация идет вразрез национальным интересам Ирана в регионе.
Говоря о том, какие активные меры должен принять Иран для защиты своих основных интересов, д-р Алаха Кулаи сказала, что прежде всего в области внешней политики Иран должен разработать целый комплекс четких и ясных мероприятий, которые позволят добиться целей, соответствующих законным требованиям страны. Любое государство при разработке внешней политики прежде всего обращает внимание на свои права, а также на свои возможности на международной арене и в регионе, а затем на основе реалистичных расчетов определяет цели и интересы и предпринимает шаги для их достижения. Д-р Алаха Кулаи считает, что Иран при определении своих внешнеполитических приоритетов не исходил из точных расчетов. То, что сегодня происходит вокруг Каспия, это всего часть последствий проводимой Ираном внешней политики. Данная проблема проявилась с такой очевидностью из-за того, что спорные территории находятся в непосредственной близости от Ирана, и она непосредственно связана с национальными интересами страны.
Проблему Каспийского моря можно расценить как серьезное предостережение, которое заслуживает самого пристального внимания. Эта проблема должна быть тщательно проанализирована с точки зрения дальнейшего проведения внешней политики, причем этот анализ не должен ограничиваться только стенами министерства иностранных дел. "Мы сумеем соответствующим образом использовать все наши возможности и способности для разработки такой внешней политики, которая обеспечит защиту национальных интересов иранского народа", - подчеркнула д-р Алаха Кулаи.
Перевод iran.ru