ПРАВИТЕЛЬСТВО АФГАНИСТАНА ПЫТАЕТСЯ УКРЕПИТЬ СВОЙ ПОШАТНУВШИЙСЯ АВТОРИТЕТ Камелия Энтехаби-Фард
После серии взрывов и попытки государственного переворота временное правительство Афганистана предпринимает шаги, направленные на восстановление авторитета власти. По мнению некоторых афганских руководителей, продолжающаяся нестабильность поколебала веру международного сообщества во временное правительство. В итоге ранее обещанная иностранная помощь, которая необходима для восстановления страны, до сих пор не поступила в Афганистан.
Поездка Хамида Карзая 11 апреля в Бамиан должна продемонстрировать, что временное правительство пользуется влиянием и за пределами Кабула. Эта поездка имела также символический смысл: по заявлению Карзая, по крайней мере одна из гигантских статуй Будды, взорванных «Талибаном» в 2000 году, будет восстановлена. Карзай сказал, что на выполнение этой задачи уйдет не менее пяти лет и что за процессом будет наблюдать ранее эмигрировавший из страны афганский скульптор Аманула Хайдерзад.
Карзай обещал местному населению создать в центральном Афганистане порядка 1 млн рабочих мест. Он добавил, что поддержка международным сообществом работ по реставрации и охране исторических памятников, возможно, станет главным источником, который обеспечит занятость.
Однако во время поездки источник, близкий к Карзаю, сообщил EurasiaNet, что временное правительство все еще не получило давно обещанной иностранной помощи. По словам источника, правительства иностранных государств все более скептически оценивают жизнеспособность временного правительства и не торопятся выполнять свои обязательства, ожидая результатов Лойя джирги, намеченной пока что на начало июня. Другим сдерживающим фактором является явное отсутствие безопасности в стране.
Начиная с декабря временное правительство борется за установление своей власти за пределами Кабула, стабильность которого обеспечивается с помощью международных миротворческих сил. В провинциях власть временного правительства меркнет в сиянии различных местных военачальников, лояльность которых центральной администрации не отличается постоянством.
Апрельские события подорвали авторитет правительства и в еще большей степени выявили тревожную ситуацию, сложившуюся с обеспечением безопасности в Афганистане. Во время покушения на министра обороны Мохаммеда Фахима во время его поездки Джелалабад было убито пятеро и ранено 50 мирных жителей. [Историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight]. Днем раньше по месту расположения международных миротворческих сил были выпущены две ракеты. А 3 апреля сотрудники спецслужб провели массовые аресты лиц, подозреваемых в заговоре с целью государственного переворота. [Дополнительную информацию см. Архив рубрики Eurasia Insight].
Вдобавок ко всему 9 апреля правозащитная организация Human Rights Watch опубликовала доклад, в котором приводятся документальные свидетельства о целом ряде случаев преследований этнических пуштунов в северном Афганистане. В докладе утверждается, что насилие в отношении пуштунов осуществляют по большей части сторонники Северного альянса, которые иногда стремятся отомстить за преступления «Талибана», совершенные еще до начала антитеррористической кампании. Human Rights Watch заявляет, что насилие - в том числе скорые расправы, похищения и мародерство - угрожает процессу примирения и может сделать нежизнеспособными политические институты, которые будут учреждены после проведения Лойя джирги. Ожидается, что процесс отбора делегатов Лойя джирги начнется 13 апреля.
Карзай пытается нейтрализовать негативное впечатление от случившегося и доказать, что временное правительство способно навести в стране порядок. Во время поездки в Бамиан он говорил по телефону с иранским президентом Мохаммадом Хатами. В ходе беседы Карзай договорился с Хатами о том, что иранский президент в ближайшее время нанесет официальный визит в Кабул.
Иранские группировки «жесткой ориентации» подозреваются в материально-технической поддержке заговора против временного правительства. [Историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight]. Иран обвиняется также в укрывательстве значительного числа бежавших из Афганистана боевиков «Талибана» и «Аль-Каиды». Визит Хатами в Кабул станет серьезным сигналом для всего международного сообщества и укажет на возможный характер будущих афгано-иранских отношений.
В дополнение к этому Карзай начал крайне непопулярную кампанию по исполнению январского указа о запрещении посевов опийного мака. Десятки крестьян, выступивших с яростным протестом против уничтожения маковых полей и заявивших, что правительственные планы компенсации далеки о того, чтобы покрыть упущенную прибыль, были застрелены в ходе столкновений с полицией. В провинции Гельманд кампания по борьбе с посевами мака была приостановлена после гибели двух представителей правительства, подорвавшихся на пехотной мине.
От редакции. Камелия Энтехаби-Фард - журналист, специализируется на освещении событий в Афганистане и Иране. В настоящее время по заданию EurasiaNet находится в Афганистане.