передел
В течение десяти лет "новые независимые государства" (в терминологии Запада), или "страны ближнего зарубежья" (в политическом лексиконе России) были во многом предоставлены самим себе. Поскольку Россия и США переживали этап после холодной войны, эти государства имели возможность для лавирования. Однако переходный период завершается, испытательный срок подходит к концу. Попытаемся сделать прогноз: что ожидает 14 новых стран в контексте более скоординированной политики России и США.
Латвия, Литва, Эстония
Пожалуй, здесь достигнуты наибольшие успехи в строительстве постсоветского капитализма, хотя и со всеми его родимыми пятнами - от тотальной коррупции до дикого перепада в доходах большинства и меньшинства. Тем не менее экономическая и политическая ситуация в странах Балтии пока сравнительно стабильна. Равновесие может пошатнуть разве что горячее стремление войти в НАТО и тем самым защититься от "имперской" России. Если Россия в ответ предпримет жесткие экономические меры, политические силы радикализируются. Но серьезная социальная опора для российского влияния имеется только в Латвии. По-видимому, Москва уже смирилась с тем, что Прибалтика вышла из-под ее политического и военно-стратегического влияния. Даже традиционный весенний марш бывших эсэсовцев в Риге в этом году отменили не из-за протестов МИД РФ, а из опасений войти в конфликт с Европой. Скорее всего российское руководство будет и далее сдавать свои позиции в регионе, настаивая лишь на "постепенности" и торгуясь за уступки и компенсации в экономической сфере.
Беларусь
Как только у России появятся ресурсы для экономического объединения, будет создана конфедерация, по сути - единое государство. Однако для фактического вхождения Беларуси в состав России, по разным оценкам, необходимо от 1,5 до 2,5 миллиардов долларов. Пока что Москва пытается переместить львиную долю этих расходов на плечи соседа, требуя от Минска унифицировать, точнее, максимально приблизить к российским стандартам экономическое законодательство, таможенную, налоговую, бюджетную и финансовую политику. Беларусь не готова к столь радикальным нововведениям. Совместные декларации остаются во многом выгодной для обеих сторон политической риторикой. Однако в ближайшие годы скорее всего произойдет сближение, вплоть до создания единой валюты с эмиссионным центром в Москве.
Украина
Как показали недавние выборы, население республики разделено примерно на три части: около 30 процентов - резко против России и за сближение с Западом, еще 30 процентов - за сближение с Россией вплоть до объединения и около 40 процентов либо не имеют четкой позиции, либо выступают за политику непоследовательного маневрирования. В случае возникновения затяжного политического кризиса возможен вариант разделения республики на два государства: восточная Украина примкнет к конфедерации России и Беларуси, а западная войдет в НАТО.
Молдова
Руководство этой республики уже проявило интерес к союзу России и Беларуси. "Румынская альтернатива" для Молдовы выглядит маловероятной, хотя и поддерживается Западом. Если восточная Украина примкнет к России, для Кишинева остается только один реальный путь сохранения стабильности - вхождение в конфедерацию, начало которой положили Москва и Минск.
Азербайджан
Судьбу этого государства, как и других новых прикаспийских стран, во многом будут решать стратегические договоренности между Вашингтоном и Москвой. В ближайшие годы Соединенным Штатам понадобятся твердые гарантии их инвестиций в нефтяные месторождения Каспия и альтернативные пути доставки углеводородов на мировые рынки. Проигнорировать интересы России в этих вопросах будет невозможно, наиболее вероятен согласованный раздел сфер влияния. Азербайджан скорее всего отойдет к американской сфере влияния как территория, по которой будет проложен альтернативный трубопровод.
Грузия
Этот же "трубопроводный фактор" определяет повышенный интерес Вашингтона к Грузии. Судя по позитивной реакции президента Путина на намерение США провести антитеррористическую операцию в регионе, Москва готова отказаться от попыток поставить под контроль Тбилиси. Возможно, будет достигнута договоренность: Россия берет под свою опеку Молдову и Армению, а США в свою очередь принимают на себя ответственность за стабильность в Азербайджане и Грузии.
Армения
Вслед за Беларусью войдет в конфедерацию с Россией.
Казахстан
Наряду с Украиной наиболее проблемная территория постсоветского пространства. Экономические трудности и политический кризис ("казахгейт") обострили конфликт внутри элиты, противостояние между традиционными казахскими племенами (жузами). Эксперты рассматривают несколько вариантов разделения территории в случае, если власть окажется децентрализована и ситуация выйдет из-под контроля. Например: юг республики (территория старшего жуза, который с момента объявления суверенитета занимает командные позиции) выделяется в отдельное авторитарное государство наподобие Узбекистана, север и северо-восток отходит под контроль России, нефтеносные западные области - под контроль Запада.
Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан
Ситуация в этих республиках определяется прежде всего военно-стратегическими процессами в сопредельных странах (Афганистан, Китай) и экономической помощью Запада. По всей вероятности, Россия и США будут осуществлять совместный контроль за этим регионом, вплоть до возможного открытия совместных военных баз, которые гарантируют территорию от внешних проникновений и обеспечат относительную устойчивость здешним политическим режимам.
Туркменистан
Наиболее "нейтральная" республика СНГ, избравшая откровенно авторитарный путь развития. Система государственного управления архаична и замкнута на личности туркменбаши. Уход с политической сцены президента Ниязова может повлечь непредсказуемые последствия. При предоставлении туркменской элите соответствующих военно-политических гарантий республика войдет в конфедерацию с Россией. При этом Запад будет настаивать на ограниченном военном присутствии в регионе для обеспечения гарантий нефтяных инвестиций в Прикаспии.
Константин СТРУМИЛИН. Москва.