CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Миссия в Ашгабате

13 июля 2002

в Ашгабате Реанимация проекта трансафганского газопровода

Гульшен АШИРОВА, Ашгабат

9 - 10 ИЮЛЯ в Ашгабате прошло первое заседание так называемого руководящего комитета по реализации проекта строительства газопровода из Туркменистана в Пакистан через территорию Афганистана с перспективой выхода на индийский рынок. Созданный около полутора месяца назад под чтение суры Корана в Исламабаде в рамках саммита лидеров заинтересованных сторон комитет призван ускорить реализацию этого проекта, сошедшего с дистанции еще в 1998 году.

Тогда американская компания Unocal Central Asia Ltd, имевшая контрольный пакет, вышла из консорциума Сentral Asia Gaz Pipeline, оставив вакантной долю в 54,11% акций. В то время ситуация в Афганистане накалилась до предела, и говорить о продвижении проекта не имело смысла. Теперь же под недремлющим американским оком риск капиталовложений в экономику этой разрушенной двадцатилетней войной страны вроде как уменьшился. А значит, проблема стагнации трансафганского транзита позади. Главной удачей ашгабатской рабочей встречи можно считать присутствие Азиатского банка развития (АБР) в лице главого экономиста Раджива Кумара, заявившего о готовности финансировать технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта и застолбить за собой таким образом "лидирующие позиции в проекте". Г-н Кумар сказал, что еще год назад АБР проявил заинтересованность в финансировании трансафганского проекта. Сегодня банк готов обсудить все предложения по финансированию ТЭО проекта, заявил он. По его словам, делается это вовсе не из-за коммерческой заинтересованности, а скорее "ради стабильности в центральноазиатском регионе".

Вообще слова в "кратчайшие сроки", "как можно быстрее", "несмотря на проблемы, в том числе политические" все чаще слышались с уст высоких гостей, в числе которых были министр нефти и природных ресурсов Исламской Республики Пакистан Усман Аминуддин и министр промышленности и горных ресурсов Афганистана Джума Мухаммед Мухамади. Интересы всех участников здесь очевидны. Для многострадальных афганцев строительство газопровода - это реальный шанс привлечь крупные капиталовложения, укрепив тем самым позиции пошатнувшейся экономики и перевести свой уклад жизни на мирные рельсы. Для Пакистана, находящегося с Индией не первый год в конфронтации, рисуется перспектива снижения военной напряженности и упование на возможность сделать индийцев более сговорчивыми, предложив им в обмен существенную "газовую подпитку" из Центральной Азии ( Туркменистана или того же Ирана, с территории которого также рассматриваются аналогичные маршруты).

Примечательно, что туркменская официальная делегация в этот раз вела себя куда более сдержанно, заявив только, что в качестве потенциального инвестора, возможно, выступит Всемирный банк, и то, что на встрече в качестве наблюдателя присутствует заместитель посла США в Туркменистане Роберт Тэнси, у которого, по известным причинам, "большой интерес к развитию энергоресурсов региона". Все и так понятно. О том, что предлагал и инициировал до этого времени президент Туркменистана Сапармурад Ниязов - известный сторонник альтернативных маршрутов, не писал разве что ленивый. В торжественной обстановке при пуске очередной газовой установки он возвестил миру, что туркменский газовый промысел Довлетабад - Донмез готов к обеспечению новой трубы сырьевым продуктом. В Ашгабате не раз говорилось, что газовая коммуникация, вдоль которой проложат линию электропередач и автотрассу, принесет афганскому народу 12 тысяч рабочих мест и $300 миллионов ежегодного дохода.

Надо заметить, во дворце Туркменбаши активно пытались придать этому газопроводу "геополитическую значимость" и заручиться поддержкой ООН. Основная посылка, заставляющая Ашгабат упорно продвигать идею строительства трансафганской трубы, понятна. В самом деле, страна обладает завидными запасами природного газа, и в то же время геополитическая ловушка "газовых конкурентов" ограничивает экспорт энергоресурсов. Транспортировка газа через Россию на Украину не гарантирует больших объемов, а значит, и валютных поступлений, которые могут сыграть роль хорошего допинга для реконструкции туркменской экономики. На встрече все заезжие участники в унисон говорили о необходимости протянуть трубу до индийской границы. Возможно, им казалось, что именно этот аргумент делает проект "более реальным и более выгодным". Учитывая, что на рабочей встрече не было даже представителя индийского посольства, все эти пожелания не выглядели убедительными. А в остальном повестка дня звучала в мажоре.

Помимо ТЭО изучались принципы формирования международного консорциума и механизм привлечения к финансированию проекта авторитетных мировых компаний. Двухдневные переговоры проходили в целом в закрытом формате. И небольшой десант журналистов сделали свидетелями только формального обмена любезностями переговаривающихся сторон и общими заверениями о политической состоятельности трансафганского проекта в целях мира и процветания в регионе. В трехстороннем итоговом Протоколе ашгабатской встречи было решено, что к следующей миссии, которая пройдет в Кабуле 25 сентября текущего года, следует уже перейти к практическим мерам - определить технические параметры,подготовить финансовый пакет и найти желающих войти в состав международного консорциума.

dn.kz

Предыдущая статьяВ Узбекистане произошло землетрясение.
Следующая статьяКто круче - российские базы или ВВС США?