CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

centran.ru

Иран ловит рыбу в мутной воде Афганистана

24 июня 2003

Иран ловит рыбу в мутной воде Афганистана /24 июня 2003 года/ Сейед Салим Шахзад /Asia Times/

С ухудшением обстановки в Афганистане, ожидаемым в ближайшие недели, Пакистан снова становится задним двором для американских военных и дипломатических инициатив по сдерживанию разрастающейся партизанской войны.

В то же время у Ирана, неуклонно прижимаемого к стене Соединенными штатами, все еще есть несколько карт, которые он готов разыграть в Афганистане, а также в Ираке, пытаясь связать по рукам и ногам в этих странах изнуренные американские войска и отвлечь внимание от себя.

Также как и в Ираке, имеются четкие свидетельства того, что с помощью полутора десятков важных лидеров «Хизб-е-Ислами», базирующихся в Тегеране, Иран создал материально-техническую базу для движения сопротивления в Афганистане с тем, чтобы закрепиться в тех регионах, где полностью еще не утвердился полностью сам. Группировка «Хизб-е-Ислами», возглавляемая печально известным военачальником Гульбеддином Хекматияром, является наиболее организованной силой сопротивления в Афганистане. Хекматияр недавно вернулся в Афганистан после нескольких лет ссылки в Иране.

Источники, близкие к движению сопротивления, утверждают, что в настоящее время американские и союзные войска в Афганистане сталкиваются с двойной опасностью.

Первая, это - более организованное, чем когда-либо, оснащенное и обученное движение сопротивления, которое активизирует свои партизанские действия, особенно в труднопроходимой горной местности и в знойной жаре Джелалабада и Кандагара. Ряды движения пополняются чеченскими и узбекскими добровольцами, а некоторые источники даже утверждают, что среди них имеются террористы-смертники.

Вторая, это - афганская национальная армия, на которую в большой степени полагаются США, и администрация Кабула, в которой, как известно, имеется ряд сторонников «Хизб-е-Ислами». И та, и другая могут в любой момент обратиться в другую веру.

В качестве ответных действий американские и союзные войска во взаимодействии с пакистанскими войсками в пограничных районах начнут массированные операции в Джелалабаде, Кандагаре, Забуле, Фарахе, Логаре, Газни, Хосте, Пактии, Пактике и Кунаре. Они, вероятно, начнутся с воздушных бомбардировок. После них последуют полномасштабные военные действия по изолированию партизанских формирований. Решение о начале этих операций принимается после развала пробных переговоров между Соединенными штатами, Пакистаном и талибами. Первый контакт между ними был сразу же отвергнут талибами из-за того, что посредником являлся бывший лидер талибов мулла Гоус, который был отстранен талибами со всех постов, когда они еще находились у власти в Кабуле. Еще один раунд переговоров при участии более приемлемого посредника был проведен в пакистанской Кветте, однако ни к какому прогрессу переговоры так и не привели.

В качестве решительного шага правительство Пакистана направило в четверг три пехотные части в район Мохманд для охраны 60-километрового участка границы с афганскими провинциями Кунар и Нангархар. «Регулярная армия присоединится к полувоенным формированиям в районе и займет передовые позиции на границе», заявил официальный представитель правительства Пакистана. Подобное размещение армейских подразделений планируется в ближайшие несколько дней в окрестностях приграничного населенного пункта Чаман.

Возникающая ситуация напоминает ту, с которой столкнулись советские войска в течение десяти лет оккупации, начавшейся в 1979 году. Постоянные беспокоящие боевые действия и тщательно разработанная партизанская тактика истощили ресурсы и решимость Советской Армии, которая так никогда и не смогла навязать противнику решающих сражений.

Такой сценарий вполне подходит Ирану, и это будет не случайным стечением обстоятельств, если западный Афганистан, который граничит с Ираном, всколыхнется в волнениях и перестанет быть относительно спокойным районом по сравнению с остальными частями страны. Одной из целей, для примера, может стать авиабаза в Шинданде. «Хизб-е-Ислами» имеет довольно ощутимое присутствие на западе. Группировка поддерживает контакт с легендарным командиром афганских моджахедов и нынешним губернатором Герата Исмаил Ханом. Исмаил Хан недавно заявил о том, что исключает возможность размещения в своей провинции международных сил. Взамен, иранские приграничные районы могут послужить задним двором для движения сопротивления.

Растущие в Афганистане беззаконие и своеволие военачальников снова могут вызвать к жизни те самые обстоятельства, которые привели к захвату талибами власти в стране в 1996 году. Движение «Талибан» добилось единственного в годы своего правления - восстановления в стране железной дисциплины.

Возрождение движения «Талибан» устраивает некоторые круги в Пакистане, которые мечтают повторить дни, когда Пакистан, благодаря своей поддержке талибов, пользовался сильным влиянием в Афганистане. Среди них, например, бывший генеральный директор Межведомственной разведки Пакистана ISI Махмуд Ахмад. Махмуд Ахмад был выбран президентом Пакистана Первезом Мушаррафом для ведения переговоров с талибами о мирном урегулировании ситуации в Афганистане после 11 сентября 2001 года, когда Исламабад под давлением Вашингтона отказался от своей поддержки режима талибов. Вместо поставленных задач Махмуд Ахмад, однако, подготовил талибов к борьбе с США. Он был смещен со своего поста, когда американские войска атаковали Афганистан 7 октября 2001 года, и помещен под домашний арест. Сейчас он на свободе и является управляющим Fauji Fertilizer, компании, принадлежащей пакистанским военным.

Такие ястребы в армии и среди различных экстремистских группировок Пакистана просто ждут возможности снова превратить Афганистан в площадку для своих игрищ.

centran.ru

Предыдущая статьяТуркмения подчеркивает необходимость развития отношений с Исламской республикой Иран
Следующая статьяРоссия-Туркмения: газ в обмен на граждан?