panorama 2003 # 29 июль
Сам не плошай, "надеясь" на соседей.
Практически все годы после распада Советского Союза эксперты-политологи, прогнозируя развитие ситуации в Средней Азии (поскольку речь здесь именно о постсоветской Азии, выберем этот термин вместо популярного и довольно обширного по содержанию "Центральная Азия"), связывали ее во многом, если не в основном, с перспективами положения дел в Узбекистане. Очевидно, что для этого было достаточно объективных оснований: самое многонаселенное государство региона, лежащее к тому же в центре него. Не последнюю роль играл и ряд субъективных факторов, вытекающих из политики официального Ташкента. Еще два-три года назад оценки вероятных перспектив Узбекистана были совершенно противоположными: одни наблюдатели рисовали их достаточно проблемными, другие, отмечая сложность ситуации у соседей, все же акцентировали внимание на потенциале страны. Тогда действительно казалось, что соседи в принципе могут преодолеть свои внутренние проблемы и сделать мощный экономический рывок. Есть шляпу, по примеру героев классической английской литературы, когда те проигрывали спор, экспертам все же не стоит, ибо история не окончена, о поставленной в ней точке говорить рано. Но на данном этапе никто не делает серьезных прогнозов, построенных на быстром и эффективном экономическом росте соседней страны. Наоборот - во многих прогнозах рассматривается вероятность ухудшения ситуации в Узбекистане в качестве отправной точки. Чтобы сразу избежать упреков в некой предвзятости, вспомним недавние замечания авторитетных международных организаций.
Интересно, что в какой-то момент, когда американские войска пришли в Узбекистан, ряд экспертов у нас (видимо, не только у нас) считали, что соседняя страна теперь, с американской помощью, преодолеет основные свои экономические проблемы. Говорилось об этом с определенной опаской - динамично развивающийся в экономическом плане сосед с большими политическими амбициями, естественно, настораживал бы. Но уже через год, с началом процесса закрытия границ в регионе, стало ясно, что события пошли по другому пути.
Неудивительно, что в Казахстане эта тема все больше привлекает внимание экспертов (пожалуйста, Панорама, # 28), да и на уровне "простых" граждан об этом давно говорят, тем чаще, чем ближе к южным границам республики. Главной потенциальной проблемой для Казахстана сейчас считается рост миграции из соседних республик. Естественно, чем больше демографический потенциал, тем больше и объем потенциальной миграции. Есть и другие опасения - активизация радикальных движений, спровоцированная сложной социально-экономической ситуацией. Интересно, что одновременно существуют и прямо противоположные взгляды. На недавнем экспертном круглом столе одни и те же люди примерно, с одинаковой долей озабоченности говорили как о негативном развитии событий у соседей, так и об их гипотетически сохраняющейся способности сделать экономический рывок, высвободив известный предпринимательский потенциал своего населения. И тот, и другой варианты создадут для Казахстана проблемы, хотя и разного плана, но весьма непростые.
Ясное дело, дай Бог, чтобы все проблемные прогнозы не сбылись, а тревоги остались пустыми. Вполне возможно, что ситуация как-нибудь сама "разрулится" между всевозможными "сциллами и харибдами". Но все же - насколько готова республика к возможным сложностям? Может быть, не совсем внешнеполитически политкорректно задаваться этим вопросом, но очень уж много поводов для этого. Судя по разным признакам, вопрос этот занимает сегодня в Казахстане многих. Вероятно, полного набора предложений по этой проблеме сегодня нет, так как очень многое зависит от характера тех процессов, что возобладают у соседей. Возможно, одним из ответов на потенциальные проблемы должно стать приоритетное внимание к социально-экономической ситуации в южных регионах Казахстана, состоянию там инфраструктуры. И, конечно, тщательная экспертная проработка всей большой "южной" проблематики.
Ярослав РАЗУМОВ.