Ниязов -- это не Чубайс. Электричество туркменам он дарует свыше
Аркадий ДУБНОВ, Александр САМОХОТКИН, "Время Новостей"
Из прикаспийского города Туркменбаши пришли сенсационные новости. На XIV заседании Халк маслахаты (ХМ, Народный совет), открывшемся там вчера в специально построенном турецкими строителями к этому дню Центре духовности, Сапармурат Ниязов, объявленный в 1999 году пожизненным президентом Туркмении, заявил: «Судьба государства и народа не должна зависеть от одного человека. В 2006-м или, возможно, в 2007 году мы объявим о президентских выборах». По словам Туркменбаши, «президента необходимо переизбирать, так как конституция Туркмении устанавливает возрастной предел для главы государства -- 70 лет». Однако в реальности в нынешней конституции нет возрастных ограничений для главы государства. Так что либо г-н Ниязов подзабыл основной закон своей страны, либо собирается принять к нему новые поправки.
Глава Туркмении, родившийся в 1940 году и избранный ее первым президентом в 1991-м, так и не сказал, намерен ли он через три-четыре года получить еще один всенародный мандат на бессменное президентство. При этом Туркменбаши многозначительно напомнил, что основоположник туркменской нации Огуз-хан жил до 116 лет и «был весьма почитаем в народе». Подобные комментарии вождя, объявленного у себя на родине пророком, следует воспринимать как напоминание о том, что и он, отдав кормило власти в доверенные руки, надеется остаться духовным руководителем нации.
Кто именно будет достоин в будущем роли лидера, будет определять сам Туркменбаши. Он же недавно и сформулировал критерии выбора: лидером достоин стать туркмен, проработавший несколько лет в государственном руководстве, «пользующийся уважением в народе» и с проверенной в «трех коленах» родословной. Г-н Ниязов не устает повторять, что главным недостатком кадровой политики является слабый контроль над происхождением руководящих работников. Поэтому «воры, негодяи и преступники», рожденные «такими же отцами», проникают во власть. А это приводит к событиям, подобным тем, что случились 25 ноября прошлого года, квалифицированные в Ашхабаде как попытка покушения на президента.
Второй сенсацией стало предложение Ниязова о превращении ХМ в главное законодательное собрание, работающее на постоянной основе. По словам Ниязова, изменения необходимы, дабы «оградить государство от захвата власти и изменения государственного строя, что раньше могли бы узаконить 55 депутатов Меджлиса (парламента)». ХМ, в котором заседает более 2500 человек, Ниязов также предложил предоставить право вынесения на всеобщее обсуждение вопроса о смене президента. Для этого будет требоваться две трети голосов.
Отец всех туркмен пообещал, что его народ будет бесплатно пользоваться газом, электричеством и водой до 2020 года. Все эти блага плюс соль стали бесплатными для туркмен в 1993 году. По словам вождя, соль, газ, вода и электричество «дарованы туркменам свыше, и мы не вправе их продавать». Но, видимо, через 17 лет туркменам поступит уведомление о прекращении бесплатных услуг «свыше», в том числе и по электричеству...
А еще Ниязов сообщил, что к 2005 году заработная плата увеличится на 50%, а затем будет возрастать в два раза каждые пять лет. Сегодня средняя туркменская зарплата составляет 1,7 млн манатов. Это 327 долл. в год по официальному курсу, тогда как по курсу черного рынка, по которому живет страна, зарплата в четыре раза меньше. В 1993 году, когда появилась национальная валюта, один манат равнялся 50 центам. Сейчас официальный курс доллара составляет 5200 манатов. Президент считает обесценивание национальной валюты делом поправимым: «Мы производим очень много товаров. Необходимо повысить ценность маната. В 2020 году соотношение доллара к манату должно составить 1:10». По воле вождя туркменская валюта за 17 лет обязана подорожать в 520 раз!
Окончательные решения по всем вопросам, конечно, примет сам туркменский народ через членов ХМ, в том числе и о судьбе своего «любимого вождя». Это случится сегодня. Потом начнутся показательные военные учения, где, по словам Ниязова, «наши дети покажут, как они умеют стрелять». О том, что «солдаты должны научиться это делать», он предупреждал своих военачальников еще месяц назад. Командиры должны были успеть к празднику.