Афганский калейдоскоп американской политики
Айдын ГАДЖИЕВ, доктор исторических наук
Вахдат СУЛТАНЗАДЕ, советник первого класса МИД
Трогательная и несколько сентиментальная церемония памяти жертв манхеттенской трагедии, проведенная две недели назад по случаю ее второй годовщины, побуждает к еще одному анализу результатов объявленной Дж.Бушем войны с международным терроризмом. Да, руководству США удалось свергнуть антиамериканские режимы в Афганистане и Ираке, а также уничтожить и дезавуалировать деятельность ряда одиозных фигур "Аль-Гаэды". Однако, как это не парадоксально звучит, политический климат планеты вследствие действий Вашингтона и его ближайших союзников скорее ухудшился, нежели оздоровился. Примером этому могут служить не только ситуация на Ближнем Востоке и в Ираке, но и в Афганистане, первым подвергшемуся принудительной "демократизации" из-за океана.
В последнее время здесь вновь отмечается растущая активность вооруженных отрядов свергнутого два года назад режима талибов и боевиков "Аль-Гаэды". Продолжается вооруженное противостояние отрядов талибов с коалицией правительственных войск и американского спецназа. Режим Карзая не в состоянии установить абсолютный контроль над всей страной - ее восточные районы находятся в руках полевых командиров и наркобаронов. Видимо, столь неблагополучное положение в стране поставило американскую администрацию перед необходимостью увеличить масштабы американской финансовой помощи, что явилось сутью переговоров Дональда Рамсфера с Хамидом Карзаем. Визиту Рамсфельда в Афганистан предшествовала крупная военная операция американо-афганских сил на юге и востоке страны.
Командование американского военного контингента в Афганистане поспешило с победными реляциями по поводу уничтожения в ходе этой операции 200 талибов. Пытаясь придать стратегическую значимость результатам операции, генералы тем временем, независимо от себя, сделали дискредитирующее американскую политику в Афганистане признание. Оно заключалось в том, что численность противостоящих им отрядов боевиков не только не снижается, но и увеличивается, а их действия становятся более активными. Более того, имеется информация и о сосредоточении крупных сил талибов с целью нанесения новых ударов.
Но бравурность пентагоновских стратегов дала о себе знать и в поведении их шефа. Уж очень большое влияние, видимо, на душевное состояние американцев оказали знаменитые голливудские вестерны. Но дело оказалось гораздо сложнее, нежели победоносные голливудские войны с племенами команчей. И высадка министра, правда, в окружении беспрецедентной для подобных визитов охраны на удаленной от столицы военной базе в Гардезе, где имеется присутствие 80 американских военнослужащих, уже никого не может ввести в заблуждение. Ведь во время прошлого визита Рамсфельда в Афганистан им весьма опрометчиво было декларировано окончание военных действий и начало восстановительных в этой стране работ. Однако эти оценки, как продемонстрировали события в Афганистане, оказались весьма оптимистичны.
Помимо активизации военного противостояния, буквально, индустриальную основу приобрела деятельность наркопроизводителей и наркоторговцев, в то время как экономика страны продолжает переживать глубочайший кризис, а безработица остается высокой.
И насколько же должны быть эффективными меры США по поддержке режима Карзая в преддверии предстоящих в 2004 году президентских выборов? Но, как говорится в известной азербайджанской пословице, "взбираться на осла позорно, а слезать с него еще позорнее!". Что ж, видимо, супруга американского президента не только научила его произносить слово "Азербайджан", но и помогла ему освоить азербайджанский афоризм. Ожидается, что администрация Буша объявит о предоставлении Афганистану помощи на сумму в один миллиард долларов. Пентагон уже планирует увеличить в этой стране число своих специальных формирований по связям с гражданской администрацией и работе с местным населением. Планируется также формирование добавочных групп для укрепления позиций Карзая в таких традиционно фрондистских провинциях, как Баграм, Джелалабад, Герат и Кандагар.
Несмотря на высокую оценку военного министра создающейся под неусыпном оком Пентагона и НАТО новой афганской армии, в его тоне прослушивались и некоторые скептические нотки. Видимо, это и мотивировало его предложение по расширению зоны ответственности международных сил содействия в обеспечении безопасности в Афганистане (ISAF). Как известно, в августе сего года командование ISAF формально перешло к НАТО. Согласно мандату ООН, зона ответственности контингента ISAF включает в себя столицу Кабул и ее ближайшие окрестности. В его состав входят 5 тыс. военнослужащих из 31 страны.
Однако для того, чтобы расширить зону ответственности ISAF хотя бы на основные города Афганистана, по мнению ведущих экспертов, необходимо увеличить их численность еще как минимум на 10 тыс. человек. В то же время другие страны пока не горят желанием предоставить свой воинский контингент для означенной цели. Хотя Рамсфельд полагает, что Вашингтон не нуждается в расширении в наращивании своего военного присутствия, выражающегося в настоящее время в наличии 12 тыс. человек. Высказывания главы Пентагона не обошлись без популистской бутафории. Он заявил, что "в конечном счете, за безопасность в Афганистане должен отвечать афганский народ" и что "присутствие иностранных сил является полезным на какой-то период, но это аномалия, это не естественно".
Не исключено, что потребность в подобном популизме у него возникла под влиянием иракских событий, создавших американцам серьезные проблемы в их довольно навязчивом миссионерстве. И эти заявления главы Пентагона свидетельствуют о неуверенности Вашингтона в своей, ставшей по воле американской политической рекламы, почти мифической, роли приносящих дары данайцев. Нести ответственность за обеспечение безопасности и нормализацию обстановки в "освобожденных" странах, американцы не собираются. По всей вероятности, они считают, что с них достаточно было и своеобразной "санационной" деятельности.
Напрашивается вопрос: не поспешил ли Азербайджан, находящийся в состоянии "ни войны, ни мира" с Арменией, оккупировавшей 20% его территории, послать в Ирак свой воинский контингент? Что дает ему участие 150 военнослужащих в деятельности миротворческих сил, не воспринимаемых большинством иракского народа? Может, возникающий в связи с этим негативизм по отношению к себе всего арабского мира. Здесь нельзя забывать, что ни ООН, ни конгресс США и ни Совет Европы до сих пор не вынесли ни одной резолюции, осуждающей агрессию Армении против Азербайджанской Республики. Это было сделано лишь Организацией стран Исламской конференции в Касабланке в 1994 году, большинство которой составляют представители именно арабских государств. Так стоит ли выпускать синицу из рук в погоне за журавлем? Тем более что афганский пример демонстрирует не постоянство мощи американской политики, но завидное постоянство, во что бы то ни стало, удовлетворения американских интересов.
ЭХО # 183(675)