Вывод войск Теперь его потребовал от России и Совет НАТО Т.КАСИМОВА
ЭХО - За рубежом
Требование к России вывести свои войска из Грузии и Молдовы в соответствии с решениями Стамбульского саммита ОБСЕ, впервые прозвучавшее на встрече министров иностранных дел ОБСЕ в голландском Маастрихте, становится все более настойчивым. Во всяком случае, по сообщению ВВС, выполнить обязательства, взятые на себя в Стамбуле, призвали Россию участники Совета НАТО. Как говорится в итоговом документе совета, "это позволит создать условия для ратификации странами альянса и другими государствами договора об обычных вооруженных силах в Европе". Более того, члены совета выразили сожаление, что войска из Грузии и Молдовы до сих пор не выведены. Словом, отмашка, данная Колином Пауэллом в Маастрихте, воспринята мировой политической элитой как руководство к действию, и это, судя по всему, оказалось для России полной неожиданностью.
Москва по мере сил пытается парировать обвинения. Во всяком случае глава российского МИД Игорь Иванов заученно повторил старые аргументы, что на фоне расширения НАТО требования договора об ограничении обычных вооружений в Европе вызывают у России серьезную обеспокоенность, потому как у ее границ создается "серая зона". Словом, в Москве пытаются заново разжечь знакомую дискуссию о фланговых ограничениях пяти-шестилетней давности.
Показательно и другое. Как уже отмечалось в прессе, те, кого на Западе именуют и "политической элитой", и "болтающим классом", единодушно расценили эту самую "отмашку" Колина Пауэлла как долгожданное проявление готовности США противостоять упорным попыткам России усилить свое влияние в новых независимых государствах. В независимость которых в Москве, похоже, все еще не могут поверить до конца. Более того, на фоне политики России, которую американские газеты открыто именуют "неоимперской", свое влияние в странах СНГ наращивают и США. Проявлением чего, без сомнения, является и визит главы Пентагона Дональда Рамсфельда в Баку и Тбилиси. Более того, глава Пентагона уже повторил в грузинской столице требование вывести войска и даже дал понять, что России уже следовало бы это сделать.
В Грузии с самого начала не скрывали, что от прибывшего в страну 5 декабря Дональда Рамсфельда прежде всего ждут поддержки. Как отмечает ВВС, со времени отставки Шеварднадзе это визит самого высокопоставленного американского чиновника. Проще говоря, звучавшие накануне предположения, что серия взрывов в Тбилиси заставит министра обороны США отказаться от визита по соображениям безопасности, не оправдались. Да и вряд ли стоило ожидать этого от Рамсфельда, который первым из высокопоставленных госчиновников США посетил Ирак, а 11 сентября 2001 года охрана с трудом вытащила министра из "цепочки" добровольцев во внутреннем дворе разрушенного здания Пентагона и уговорила его спуститься в бункер.
По понятным причинам подробности переговоров остаются за закрытыми дверями. Известно только, что Рамсфельд встречается в Тбилиси с лидером победившей оппозиции Михаилом Саакашвили и министром обороны Давидом Тевзадзе, а также посещает американский военный учебный центр. К тому же в Тбилиси уже находится делегация госдепартамента США во главе с Лином Паско. Словом, на фоне попыток России "восстановить позиции" США наращивают свое военное присутствие в Грузии, где политика нового правительства пишется "с чистого листа" и где существует реальный шанс, что в новых коридорах и кабинетах власти не окажется представителей прежней советской элиты, которые при всем своем прозападном прагматизме в решающий момент были готовы броситься в объятия Москвы. Как это сделал, в частности, тот же Шеварднадзе, подписавший неравноправные соглашения с "Газпромом" и РАО ЕЭС.
Заметно и другое. Рамсфельд прибыл в Тбилиси как раз в те дни, когда, с одной стороны, Россия пытается разыграть в Грузии все ту же карту "регионального сепаратизма", "вызывая" в Москву лидеров мятежных грузинских автономий, а с другой, США постоянно заявляют о своей поддержке территориальной целостности Грузии.
До последнего времени в Вашингтоне оказывали помощь Грузии в подготовке антитеррористических подразделений, однако от втягивания в региональные конфликты, особенно те, где за противной стороной маячила тень Москвы, по возможности воздерживались. Однако теперь политическая ситуация явно изменилась. Правда, корректировка риторики - еще не повод говорить о скорой военной операции грузинской армии в Абхазии и Южной Осетии при поддержке США. Однако развитие событий как минимум вызывает беспокойство: демонстрация дружбы и союза перед лицом международного терроризма сменяется "обменом претензиями". А, как известно, корейская война началась совсем скоро после времени "Большой тройки" и антигитлеровской коалиции.