ВОЗМОЖНО ЛИ ВОЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И АЗЕРБАЙДЖАНА?
Официальный Баку утверждает, что в этом направлении в ближайшее время будут предприняты определенные шаги
А.РАШИДОГЛУ, Zerkalo.az
Президент Азербайджана Ильхам Алиев подтвердил, что во время его официального визита в Москву обсуждались вопросы военно-технического сотрудничества и выразил готовность их развивать. Как передает агентство "Тренд", лидер Азербайджана заявил об этом в интервью "Независимой газете". "Свою заинтересованность выразила и Россия. Уже в ближайшее время будут предприняты общие шаги практического характера. Долгие годы неопределенность статуса радиолокационной станции в азербайджанском городе Габале создавала проблемы, но это уже в прошлом", - сказал глава азербайджанского государства. Некоторые местные аналитики отмечают, что заявление И.Алиева носит "пророссийский оттенок". Дело в том, что, прикрывая свои южные рубежи, Россия в течение не одной сотни лет создавала на Кавказе систему опорных оборонительных пунктов. Со временем эта система менялась, но оставалось главное - российское военное присутствие на Кавказе.
И, несмотря на то, что именно российские войска встали между враждующими сторонами во время недавних вооруженных конфликтов в Закавказье, лидеры Азербайджана и Грузии продолжают добиваться прекращения российского военного присутствия в своих странах. Но, как известно, "свято место пусто не бывает", и образовавшийся вакуум заполняют американцы. В частности, последние изменения ситуации в Грузии ускорили диалог на тему интеграции страны в структуры НАТО.
В рамках программы "Партнерство ради мира" НАТО предприняла несколько шагов, которые могут привести к расширению военного альянса этого блока со странами Южного Кавказа и Центральной Азии. Азербайджан, Грузию и Армению очень часто стали посещать высокопоставленные представители НАТО, визиты которых могут оказаться прелюдией к присоединению южнокавказских государств к продвигающемуся на Восток этому военному блоку. Ясно, что американские интересы в этом регионе продвигаются вместе с НАТО.
Однако все страны Южного Кавказа самым решительным образом критикуются правозащитными организациями, и аналитики ставят под сомнение уровень демократизации и плюрализма в Закавказье. Впрочем, интерес НАТО является стратегическим, и нет никакого сомнения в необходимости и ценности для США иметь доступ к военным базам на подступах к Ближнему Востоку и в Центральной Азии, что является частью ведущейся администрацией Буша "войны с международным терроризмом".
Кстати, в Вашингтоне уже создана новая лоббистская группа для продвижения альянса Грузии с НАТО, названная грузино-кавказским советом США, которая намерена "работать в деле содействия грузинской демократии и экономики путем укрепления связей с США и вступления в НАТО".
Новое политическое руководство Азербайджана также заявило, что надеется вступить в НАТО в ближайшем будущем, и Баку предпринимает шаги, направленные на то, чтобы выполнить требования НАТО для вступления в этот блок. Но в Вашингтоне понимают, что Армения - вассал России в регионе, и не способна проводить самостоятельную политику. Любопытно, что Совет Европы назвал Армению агрессором в ее неразрешенном споре с Азербайджаном по поводу Нагорного Карабаха.
Как видно, растущие интересы НАТО, похоже, Южным Кавказом не ограничатся, потому что военный блок активизирует свою деятельность и в Центральной Азии. Похоже также и на то, что в своем процессе переопределения НАТО не ограничивается решением чисто военных вопросов, обращаясь и к таким делам, как помощь в кризисных ситуациях и операции по обеспечению коллективной безопасности.
Американские военнослужащие готовят грузинскую армию. Много говорится и о том, что в Азербайджане планируется строительство авиационных баз США.
Речь идет о признании Кавказа стратегическим узлом, в котором пересекаются интересы России, США, Турции, стран Востока. Проблема заключается в другом: лидеры, пришедшие к власти в этих государствах, выбирают прозападную, а, вернее, проамериканскую ориентацию. Тем не менее, Россия обладает рычагами влияния на регион, ибо она объективно является крупнейшим экономическим донором для Грузии, Армении и Азербайджана.
Отметим, что существует уже десятилетний кризис российско-южнокавказских отношений. Аналитики полагают, что стремление Москвы к сохранению доминантного положения в Средней Азии и на Кавказе основывается, прежде всего, на географических факторах: Россия расположена в непосредственной близости этих регионов. Кроме того, после распада Советского Союза Россия остается второй военной силой в мире, которая располагает войсками или военными базами в большинстве стран Кавказа и Средней Азии.
С другой стороны, США являются сравнительно новым геополитическим участником игры для региона Средней Азии и Кавказа, но их влияние постоянно увеличивается.
Отметим и то, что Израиль дал согласие на то, чтобы производимая им военная продукция реализовывалась в центральноазиатских и южнокавказских странах СНГ (сборка оборудования - турецкая). Если в результате переговоров между главой турецкого МИД и азербайджанских властей будет достигнута договоренность, Баку сможет надеяться на поставки Тель-Авивом в Азербайджан боевой техники.
Кроме того, Турция приступила к масштабной модернизации своих вооруженных сил, которую должна завершить в течение 30 лет. Программа обойдется в 150 млрд. долларов США. Очевидно, что актуализируется проблема утилизации устаревшего вооружения и оборудования. И вполне очевидно, что значительная его часть будет на льготных условиях передана Азербайджану и Грузии. В Баку рассчитывают, что расширение масштабов милитаризации, укрепление вооруженных сил страны всегда можно объяснить продолжающимся противостоянием в Карабахе. Заметим, однако, что перемирие на карабахском фронте продолжается уже долгие годы, и, хотя между сторонами конфликта нет никаких разъединительных сил, оно представляется достаточно прочным. После всего изложенного логичен вопрос: может ли Россия хоть каким-то образом вернуть свои утраченные позиции в районе Каспийского бассейна и прилегающих к нему Южнокавказского и Центральноазиатского регионов? Думается, да.
Многие проблемы региона по-прежнему не представляется возможным решить без помощи, а порой и без желания России. Это - разрешение конфликтов в Нагорном Карабахе, Абхазии, Южной Осетии, "охлаждение горячих голов" лидеров Аджарии, которая в случае полного вывода оттуда российских войск также захочет отделения от Грузии. При ущемлении интересов России также не будет эффективно работать транспортный коридор Азия-Кавказ-Европа. Кроме того, Армения, по сути, отодвинута от глобальных экономических проектов региона. В частности, Азербайджан и Турция блокируют ее участие в проектах по строительству нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан и газопровода Туркменистан - Каспий-Азербайджан-Грузия-Турция и далее в Европу.
Это означает, что сепаратисты в Нагорном Карабахе и Абхазии не без помощи России будут угрожать стабильности в регионе и будут способны дестабилизировать обстановку в Азербайджане и Грузии, через которые и пролегает этот коридор. Лидеры как Абхазии, так и Нагорного Карабаха отдают предпочтение российским мирным инициативам. Они гораздо больше доверяют Москве, чем Западу. Поэтому и Грузия, и Азербайджан вновь вынуждены прибегать к помощи России в разрешении этих конфликтов.