Есен СМАГУЛОВ Мировая пресса о событиях в Казахстане и вокруг него, "Навигатор-II"
Казах узбеку не имам
Узбекские мечети на юге Казахстана отстаивают свою независимость
На имамов мечетей из числа этнических узбеков в Южном Казахстане оказывается давление со стороны государства с целью подчинить их юрисдикции Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК), сообщает информационная служба международной организации Forum 18. Давление последовало после попытки в 2002 г. внести в закон о религиозных объединениях изменения, которые Конституционный Совет признал противоречащими конституции. Не пожелавшие называть своего имени чиновники заявили, что в область проникает исламский фундаментализм. Казахстан - единственное государство в Центральной Азии, где не запрещена организация "Хизб-ут-Тахрир", причем большинство членов этого объединения в Южно-Казахстанской области - этнические казахи. Один из представителей местных НПО заявил, что "узбеки в Казахстане живут намного лучше, чем в Узбекистане", поэтому они "не заинтересованы в открытой конфронтации с властями".
До сих пор немало мечетей в Южно-Казахстанской области отвергают давление государства и не подчиняются юрисдикции ДУМК. Многие имамы из числа этнических узбеков выступают против так называемой "казахизации" местной мусульманской общины, в которой традиционно доминировали представители узбекского меньшинства. Из 514 мечетей, зарегистрированных в области, 110 являются независимыми общинами, то есть не подчинены ДУМК, об этом представителю Forum 18 сообщили в областной администрации. Глава отдела по работе с общественными объединениями акимата Южно-Казахстанской области Маржан Халимбетова сообщила, что "власти пытаются убедить имамов таких мечетей войти в структуру Духовного управления", но при этом признала, что "фактически мы бессильны сделать что-либо, так как, в соответствии с законом, мечети имеют право регистрироваться как независимые организации". Халимбетова также признала, что большинство "независимых" мечетей расположены в селах с преимущественно узбекским населением.
Автор публикации Игорь Ротар напоминает, что в 2002 г. была предпринята попытка изменить закон о религиозных объединениях в РК. Согласно проекту, регистрация мусульманских организаций была возможна только при получении рекомендации ДУМК. Однако, под давлением международных и местных правозащитных организаций, Конституционный Совет 4 апреля 2002 г. вынес решения, что изменения в законе противоречат конституции.
По данным Халимбетовой, на сегодня лишь незначительная часть мечетей не получила официальной регистрации. Причем, чаще всего это происходит по финансовым соображениям, поскольку необходимо внести регистрационный взнос 17 тысяч тенге, эта сумма достаточно велика для жителей отдаленных сел. Впрочем, представительница акимата заявила, что власти не проводят никаких репрессивных мер против имамов незарегистрированных мечетей.
Южно-Казахстанская область граничит с Узбекистаном, некоторые называют ее оплотом исламского фундаментализма в стране. В регионе проживает около 300 тысяч этнических узбеков (18 процентов всего населения). Казахи, как сказано в публикации, не являются очень религиозными. Ислам распространен среди казахов на бытовом, повседневном уровне, причем сильно смешан с языческими ритуалами. Узбеки же составляют большинство набожных мусульман в Казахстане.
В исследовании на тему "религиозного фактора в политической жизни Казахстана (1991-96 гг.)" Виталий Пономарев и Салтанат Жукеева отмечали, что в 1989 г. большинство имамов мечети в республике были не казахами, а узбеками, татарами, уйгурами, балкарцами, чеченцами и дунганами. До получения независимости мусульманская община Казахстана была подчинена Духовному управления мусульман Средней Азии со штаб-квартирой в Ташкенте, почти все руководящие посты в котором занимали узбеки. Это показывает роль, которую сыграли узбеки в религиозной жизни Казахстана.
На сегодня подавляющее большинство руководителей мечетей в области - казахи. Имамы-узбеки остались во главе общин лишь в населенных пунктах с преобладающим узбекским населением. Многие узбеки в Шымкенте, не пожелавшие называть своих имен, рассказали корреспонденту Forum 18, что предпочитают посещать пятничные богослужения в узбекских кишлаках, потому что узбеки имеют более высокий уровень теологического образования, чем казахи. "Казахизация" мечетей привела к тому, что многие имамы узбекских мечетей отказываются подчиняться ДУМК.
Это неподчинение является на сегодня практически единственным примером конфликта узбеков с казахским правительством. Если же говорить об активизации "Хизб-ут-Тахрир" в Южном Казахстане, то, полагает автор материала, узбеки играют в этом не самую активную роль. Самой заметной акцией "Хизб-ут-Тахрир" в Шымкенте стал митинг нескольких десятков человек в поддержку мусульманских заключенных в Узбекистане. Аналогичные демонстрации прошли практически одновременно еще и в Павлодаре, а также в таджикском Худжанде.
В Южно-Казахстанском управлении КНБ сообщили, что трудность в борьбе с исламскими экстремистами представляет то, что формально организация "Хизб-ут-Тахрир" не запрещена на территории Казахстана. Поэтому даже в случае ареста распространителей листовок чекисты вынуждены отпускать этих людей. Причем, неназванный представитель КНБ указал, что большинство членов "ХУТ" в ЮКО - этнические казахи. Это контрастирует с ситуацией в соседнем Кыргызстане, где в "ХУТ" состоят в основном узбеки, отличающиеся большей религиозностью.
Представитель местного НПО "Диалог" Игорь Савин объясняет это тем, что "узбеки в Казахстане живут намного лучше, чем в Узбекистане", поэтому "наши узбеки не заинтересованы в открытой конфронтации с властями".
В Узбекистане сажают пенсионеров
То, что в самом Узбекистане ситуация не лучше, чем в Казахстане, подтверждает и следующая информация русской службы ВВС. Участие в радикальных исламских организациях стало главным обвинением для десятков тысяч людей. Но теперь арестам подвергаются не только они, но и их близкие родственники.
ВВС сообщает, что узбекский суд вынес жесткий приговор пожилой женщине, публично протестовавшей против смерти своего сына в тюрьме. 62-летнюю Фатиму Мухадырову, которая была убеждена, что ее сына пытали, обвинили в попытке подорвать конституционные основы Узбекистана и приговорили к шести годам тюрьмы строгого режима.
Как передает корреспондент ВВС в Ташкенте, из здания суда Мухадырову увезли в машине с зарешеченными окнами, она выглядела бледной и подавленной. Дети попрощались с ней и передали милиционерам пакет с продуктами. Почти все плакали. До самого конца многие не теряли надежды, что пенсионерку оправдают: ее представлял опытный и независимый адвокат. Впрочем, такой исход был бы беспрецедентным для судебной практики Узбекистана. Надежды родных не сбылись.
По мнению автора публикации, для оправдания Мухадыровой пришлось бы разбираться с проблемами, находящимися в сердцевине узбекской судебной системы. К примеру, с тем, как собираются доказательства, или с тем, что же на самом деле случилось с ее сыном Музафаром Авазовым, посаженным в тюрьму по распространенному обвинению в причастности к радикальной исламской группировке.
После смерти Авазова в прошлом году, его искалеченное тело отдали родным. Вскоре после этого Фатима Мухадырова распространила фотографии трупа. У Авазова были выбиты зубы, вырваны ногти. Если судить по опубликованным в интернете фотографиям, то на груди у него были следы от веревок, а неестественно яркие синяки дали повод правозащитникам говорить о том, что его окунали в кипящую воду. Чиновники, однако, заявляют, что он страдал сердечными болезнями, а умер после драки с сокамерниками, которые облили его кипящим чаем.
Правозащитники, дипломаты из Великобритании и представители ОБСЕ, на судебное заседание допущены не были. Как отмечает корреспондент ВВС, вердикт, вынесенный по отношению к Фатиме Мухадыровой, показывает, что никаких перемен в отношении к тем, кого правительство считает подрывными элементами, не будет. На суде присутствовал представитель американского посольства. Но, как показали последние пара лет, статус стратегического союзника США позволяет узбекскому правительству действовать во внутренней политике без оглядки на критику из-за рубежа.
У Азербайджана, России и Казахстана - общая позиция
Как сообщает со ссылкой на агентство UPI газета Washington Times, президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил о сближении позиций своей страны и России по проблеме раздела Каспийского моря. Алиев, находившийся с государственным визитом в Москве, отметил, что позиции двух стран по разделу прибрежных вод и морского дна идентичны. После получения Азербайджаном независимости в 1991 г. между двумя странами возникли определенные разногласия по границам на Каспии, но теперь, судя по всему, они разрешились. Ильхам Алиев отметил, что всеобщее соглашение по Каспию должно основываться на двусторонних соглашениях, которые заключены между Россией и Азербайджаном, Россией и Казахстаном, Азербайджаном и Казахстаном. Он также заявил, что "позиция Казахстана совпадает с позицией Азербайджана и России о разделе моря пропорционально береговой линии". Иран, как известно, выступает за равный раздел Каспия по 20 процентов между всеми пятью прибрежными государствами, а позиция Туркменистана не совсем ясна.
Болат Байкадамов и согласен, и нет
Как сообщает "Немецкая волна", в Страсбурге при содействии международной неправительственной организации "Каспийский информационный центр" депутаты Европарламента и члены Совета Европы обсудили ряд вопросов, связанных с ситуаций с правами человека в Казахстане. В качестве докладчика туда был приглашен омбудсмен республики Болат Байкадамов. Вот что он рассказал корреспонденту "Немецкой волны" о главной цели своего выступления в Страсбурге: "Я выступаю перед депутатами Европарламента с единственной целью: мне необходимо дать информацию о соблюдении прав человека в нашей стране. Вы знаете, в феврале 2003 года была выпущена резолюция Европарламента о демократизации и правах человека в нашей стране. Она носила критический характер. Я хотел бы пояснить, что изменилось за время, прошедшее с выхода этой резолюции, каким образом мы отреагировали на критику этой европейской структуры. Разумеется, на слушаниях будут острые вопросы, которые за год появились в сфере прав человека, - это законопроект о СМИ, подвергаемый критике НПО, международными организациями, оппозиционными партиями. Это закон о выборах и других проектах, которые регулируют процесс демократизации".
Болат Байкадамов заявил, что "и согласен, и нет" с новой редакцией закона о СМИ, объясняя свою позицию так:
- Эта сфера требует дополнительного регулирования. Сформированный рынок вносит коррективы, и регулирование нужно и в этой сфере, поскольку СМИ задействованы в свободных экономических отношениях. Но я не согласен с большими полномочиями министерства информации. Есть угроза зарегулировать процесс этих взаимоотношений. Как результат, конечно, СМИ будут ограничены в подаче неискаженной, независимой информации. И, естественно, потребители будут также ограничены в косвенной или прямой форме. Я считаю, что нужно повлиять на принятие этого закона с тем, чтобы было как можно больше свободы в СМИ, хотя они должны работать в отрегулированном пространстве. Но в экономическом, а не в политическом отношении.
Свою оценку прошедшего в Страсбурге мероприятия высказал глава германского фонда по содействию демократии в Центральной Азии Михаэль Лаубш. Его удивило, что "акцент был сделан не на критических вопросах, например, законе о прессе, а на более общих вещах".
Казахстан попал в список стран, вызывающих у США обеспокоенность
Правительственные ведомства США выражают обеспокоенность ослаблением контроля над экспортом продукции "двойного назначения". Информация об этом опубликована на сайте информационного агентства Госдепартамента США.
Агентство Конгресса США по контролю над торговлей опубликовало доклад, в котором выражена обеспокоенность недостаточным контролем над соблюдением иностранными покупателями лицензионных требований, налагаемых при осуществлении сделок. Особенно тревожат чиновников поставки продукции, которую можно использовать как в военных, так и в гражданских целях, в "страны, вызывающие беспокойство", поскольку, по мнению контрольного ведомства, там такие товары могут попасть в руки террористов либо быть использованы для создания оружия массового уничтожения.
Ведомство отмечает, что 99 процентов контрактов предусматривают контроль над соблюдением лицензий после заключения договоров, однако такая проверка в 2000-02 гг. осуществлялась лишь примерно в 6 процентах случаев. Среди стран, которые американцы отнесли в "вызывающим беспокойство", названы Азербайджан, Белоруссия, Китай, Египет, Индия, Иран, Ирак, Израиль, Казахстан, Северная Корея, Пакистан, Россия, Сирия и Украина.
"Наш" человек в Лондоне
Индийская газета Hindustan Times информирует, что 53-летний стальной магнат Лакшми Миттал занял третье место в списке самых богатых жителей Лондона. Как пишет газета, в этом городе полно миллиардеров, подобно герцогу Вестминстерскому, который со своими пятью миллиардами фунтов занимает вторую строчку. Теперь его почти догоняет Миттал, состояние которого также оценивается примерно в 5 млрд. фунтов. Его холдинг LNM получил доходы около миллиарда фунтов, при общем объеме продаж более 7 млрд.
Впрочем, газета напоминает, что британские СМИ в прошлом году выступили с рядом критических публикаций о Миттале, которого обвинили в том, что он воспользовался помощью премьера Тони Блэра при покупке крупнейшего сталелитейного предприятия Румынии Sidex. Известно, что румынское правительство одобрило сделку после исследования его предложения и инспекционных поездок на принадлежащие Митталу другие заводы, в частности, в Казахстане.
Напомним, что Лакшми Миттал владеет крупнейшим металлургическим заводом Казахстана - Карагандинским металлургическим комбинатом, который ныне носит название "Испат-Кармет", а также входит в состав Совета иностранных инвесторов при президенте Казахстана.
PetroKazakhstan лидирует по прибыльности среди всех нефтяных компаний
Самые большие доходы дают акции сравнительно небольших нефтяных компаний, работающих в бывшем СССР, считает обозреватель издания USA Today Джон Ваггонер.
Журнал публикует показатели доходности, полученной за минувший год ведущими западными нефтяными компаниями. Крупнейшие фирмы объявили следующие данные о своей чистой прибыли: ExxonMobil 5,5%; BP 6,13%; Total Fina Elf 13,5%; Royal Dutch Shell 6,6%; ChevronTexaco 6,4%. Такие показатели, особенно в условиях длительного поддержания нефтяных цен на уровне до 33 долларов за баррель, трудно назвать впечатляющими.
Больше порадовали своих акционеров сравнительно небольшие компании, добившиеся значительно большей доходности. Лидером стала известная в Казахстане фирма PetroKazakshstan, чьи доходы выросли на 101%, за ней идут компании Ultra Petroleum (90%), Patina Oil & Gas (87%), AO Татнефть (73%), Chesapeake Energy (73%). Все они работают либо в бывшем СССР, либо в Китае. Джон Ваггонер задается вопросом, почему так отстали нефтяные гиганты, которые также работают в этих странах. По его мнению, причина одна: крупнейшие корпорации слишком велики, поэтому у них слишком велики всевозможные дополнительные затраты.
Кстати, последний подъем курса акций PetroKaz, произошедший на днях, был вызван назначением на пост специального советника компании бывшего премьер-министра Канады Жана Кретьена.
***