Несколько выпадов против прессы
Инера Сафаргалиева, эксперт Центра экстремальной журналистики, Комитет свободы слова и выражения (Ташкент, Узбекистан). 05.11.2004
5 ноября оказался неблагоприятным днем сразу для нескольких узбекских журналистов и, в частности, для узбекской службы американской радиостанции Озодлик (Свобода). Я не припомню, чтобы в один день ко мне обратилось сразу четверо моих коллег с просьбой предать огласке факты угроз, необоснованных обвинений, а также грубого и хамского отношения к ним со стороны представителей узбекских властей и некоторых сомнительных личностей.
В этот день первой позвонила мне стрингер Озодлик Феруза Джураева. Она была настолько потрясена хамством и грубостью пресс-секретаря ташкентской городской мэрии Баходыра Азизова, что чуть не плакала. По ее информации, в этот день по телефону она попросила этого представителя власти помочь 50 жильцам многоэтажного дома, которые в свою очередь обратились к ней с просьбой посодействовать им в решении проблемы отсутствия отопления в их доме.
Однако перс-секретарь мэрии накричал на нее, обвинив Озодлик в том, что эта радиостанция работает в республике подпольно. Более того, он заявил, что все проблемы в Узбекистане работники этой радиостанции выдумывают для эфира сами.
На заявление стрингера Озодлик, что Баходыр Азизов ответит за свое грубое и хамское отношение к представителю прессы во время исполнения им своих профессиональных обязанностей, он уверенно сказал, что ему никто ничего не сделает. Кстати, по информации журналистки, это не первый случай, когда пресс-секретарь ташкентской городской мэрии Баходыр Азизов подобным образом «отфутболивает» прессу.
Второй звонок последовал от других моих коллег, которые сообщили о кашкадарьинском независимом журналисте Тулкине Караеве. В этот день на улице города Карши Кашкадарьинской области его задержали без какого-либо основания сотрудники правоохранительных органов и отвезли сначала в городское отделение внутренних дел для беседы с начальником, а потом в городскую мэрию.
В мэрии заместитель начальника ГОВД Гафур Юлдашев провел с журналистом беседу, в которой обвинил его в организации массовых волнений 2 ноября в Карши. В этот день свыше 500 предпринимателей одного из рынков в ответ на новые меры правительства об упорядочении торговли совершили уличное шествие до здания городской мэрии в знак протеста против новых требований, ограничивающих их без того невысокие доходы. Через четыре часа журналиста отпустили.
- Видимо, заместитель начальника ГОВД не смог убедиться в моей виновности, ведь его обвинения в мой адрес были абсурдными и голословными. Четыре часа я объяснял ему, что это шествие я сопровождал лишь в качестве журналиста-наблюдателя, а не организатора, - сказал Тулкин Караев.
Другое тревожное сообщение поступило из Навоийской области от стрингера по Бухарской области Гуласал Камаловой. В кабинете Гуляма Султанова - директора телерадиокомпании Навоийской области, учредителем которой является местная мэрия, она получила сильнейший стресс. Султанов, вызвав около 15 своих сотрудников-мужчин в ответ на ее просьбу прокомментировать недавний факт увольнения одного из его работников, обрушил на нее весь свой гнев, ругая и оскорбляя ее.
У стрингера Озодлика был отнят паспорт и диктофон, последовало коллективное обвинение и угроза привлечь ее к суду за шантаж. Ее демонстративно сняли на видеокамеру, требуя просить прощения за свои «неправильные» действия.
После такой психической атаки ее в буквальном смысле потрясенную вывели из здания телерадиокомпании, отдали ей паспорт и технику, но дискеты с записями «беседы» с директором не вернули.
Еще один выпад против журналистов Озодлика произошел сегодня на пресс-конференции, организованной Самадом Мурадом, который в прошлом году в Ташкенте на съезде оппозиционной партии Эрк сам себя выдвинул и объявил новым председателем этой партии. Это не убедило прессу и поэтому не нашло у нее поддержки.
Именно это обстоятельство, видимо, не дает ему покоя . Он распространил заявление, направленное в Госдепартамент США. В нем ни много, ни мало заявив, что узбекская служба Озодлик дезинформирует мировую общественность, ориентируясь на свои симпатии и антипатии.
О том, что антипатия может возникнуть после публичного лицезрения его персоны на вышеуказанном съезде, когда он вместе с десятью своими сторонниками в нетрезвом виде пытался сорвать съезд этой партии Эрк, в этом заявлении, конечно, не было сказано ни слова.