Ташкент сделал выбор. Осталось ждать одобрения
Девлет ОЗОДИ, Российские Вести
Подготовка к парламентским выборам в Узбекистане 26 декабря свидетельствует о стремлении властей не допустить каких-либо неожиданностей. Чего боятся в стране, контролируемой кланом Ислама Каримова?
Как отмечает местный Центризбирком, к выборам допущены пять политических партий. В соответствии с официальной статистикой из 517 кандидатов в депутаты14,3% - представители социал-демократической партии Узбекистана "Адолат", 11,8% - Демократической партии Узбекистана "Миллий тикланиш", 23% - Движения предпринимателей и деловых людей - Либерально-демократической партии Узбекистана, 17,2% - Национально-демократической партии Узбекистана "Фидокорлар", 22,8% - Народно-демократической партии Узбекистана. 10,8% кандидатов зарегистрировано от представителей инициативных групп избирателей.
Одновременно была уточнена 22-я статья закона о выборах в местный парламент - Олий Мажлис, в соответствии с которой не менее тридцати процентов из числа кандидатов должны составлять женщины. Примечательно, что политическая реформа "по Каримову" включает изменение структуры парламента, так как отныне он должен стать двухпалатным и состоять из Законодательной палаты и Сената.
Имея в виду отказ властей пойти на компромисс с политической оппозицией в лице партий "Эрк" ("Свобода") и "Свободные дехкане", а также допустить противников режима к легальной деятельности, суть происходящих выборов в Узбекистане едва ли оставляет сомнения. Недавние массовые волнения в Коканде и Самарканде, а также череда таинственных взрывов в столице Узбекистана позволяют говорить об опасениях властей любой оппозиции.
Развернутая в стране волна преследований коснулась достаточно широких слоев и была "поднята" властями из-за их постоянной боязни реальных и мнимых сторонников политического ислама. Ухудшение общественно-политической и экономической ситуации рассматривается оппозиционными наблюдателями в едином ключе. Так, в частности, один из них, Бахадыр Мусаев, отмечал: "Логика состояния общества, характеризуемого зыбкой стабильностью, явно претерпевает момент бифуркации. Если, как видно, налицо проблематичность реального устойчивого развития Узбекистана, то как высока допустимость возникновения бунтов с применением насилия?" С другой стороны, власть пытается найти в среде оппозиции "приемлемые" фигуры и сыграть на их уверенности в возможном диалоге с властями. Стоит признать, что официальный Ташкент в этом преуспел. Так, в частности, генеральный секретарь оппозиционной и находящейся на полулегальном положении партии "Бирлик" Василя Иноятова продолжает считать, что подобный диалог возможен, а члены этой партии смогут "участвовать в выборах в качестве наблюдателей". Как напоминало британское агентство Reuters, "ни одни выборы в Узбекистане до сих пор не были признаны свободными и честными". За выборами будут наблюдать и представители СНГ. Возглавлять эту группу, работавшую с конца августа текущего года на президентских выборах в Чечне, парламентских выборах в Казахстане, парламентских выборах и референдуме в Белоруссии и президентских выборах на Украине, будет председатель Исполкома СНГ Владимир Рушайло. В свете очевидных разногласий между Россией и Западом по вопросу о легитимности их результатов выводы комиссии предсказать нетрудно.