Сергей Солодовник, политолог, "МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ", 2005 год (25.03.2005) МН-События Политика
Москва лучше халифата
Сообщения из Киргизии читаются как план Октябрьского переворота 1917 года в Петрограде: взят Ош, взят Джалал-Абад, взят Бишкек, на сторону восставшего народа переходят милиционеры и омоновцы. Возникают вопросы: а был ли штаб, насколько процесс управляем и куда он дальше пойдет? А также самый главный: что делать Москве? Обозначилось ли очередное звено геополитических потерь влияния России в Евразии?
Штаб, похоже, был: за годы демократии с лицом Аскара Акаева немало толковых и талантливых политиков были загнаны в оппозицию. Хотя чистки и прямые преследования не применялись в широком масштабе, однако люди последовательно выбывали из обоймы высоких должностных лиц. Номенклатура, прибежище чиновников и политиков в России, унаследованная от времен СССР, в Киргизии так и не была создана. Вернее, место в этой номенклатуре гарантировалось только для прямых родственников Акаева. Поэтому "против кого дружить" никогда не было проблемой в Киргизии. Соответственно и штаб создавать легко.
Главный удар оппозиции пришелся по югу - перенаселенной части киргизской Ферганы. То, что именно здесь - слабое звено власти, было проверено нападениями на Баткенскую область отрядов Исламского движения Узбекистана несколько лет назад. Армия и МВД Киргизии оказались пугающе безрукими, а действия их напоминали передвижения в глубоком тылу противника: главное, чтобы не обнаружили.
Конечно, оппозиции придется в дальнейшем каким-то образом "рассчитаться" со своей массовой базой на юге. Скорее всего, там будет меньше назначенцев из других областей, финансовые потоки будут перераспределены в пользу аграриев, придется поделиться частью доходов от "серых" торговых схем по китайскому импорту в Центральную Азию через киргизские ворота.
Но в чем точно оппозицию нельзя подозревать, так это в намерении расколоть страну на северную и южную части. Оппозиция не сможет и не захочет нарушить баланс присутствия в своей стране Америки и России: наша военная база останется в Канте, а американская - в Манасе. И от обязательств по антитеррористической коалиции в Киргизии не откажется никто. Потому что двойному присутствию Москвы и Вашингтона есть лишь одна альтернатива: исламский халифат, который будет установлен в случае геополитического вакуума.
Этой потенциальной угрозы уже испугались в Таджикистане и на всякий случай плотно перекрыли границу с мятежными областями. Однако самые большие проблемы для стабильности в регионе могут возникнуть в случае вторжения узбекских вооруженных сил на юг Киргизии с целью незваного миротворчества. Похоже, в ближайшие дни и для Москвы, и для Вашингтона главной головной болью будет блокирование такого сценария. Риски для России в связи с событиями в Киргизии можно перечислить в порядке убывания таким образом: вспышка гражданской войны, раскол страны на две части, вторжение узбекской армии.