Над пропастью во лжи. Чем сильнее власть давит на оппозицию, тем больше становится дистанция между ними
Мухаметжан АДИЛОВ, RESPUBLIKA, 25.03.2005
Еще неделю назад президент Назарбаев и его идейные сторонники могли праздновать почти победу: НП ДВК ликвидирована, ДПК «Ак жол» расколота, независимые СМИ на грани закрытия, отечественным правозащитным организациям не до прав человека, лишь бы самим уцелеть. И вдруг все изменилось:
Причиной тому - неожиданное развитие событий в соседнем Кыргызстане и решительный шаг казахстанской оппозиции по объединению своих рядов перед президентскими выборами. И если вторая угроза пока только обозначилась - движению «За справедливый Казахстан» еще предстоит переболеть многими «детскими болезнями», прежде чем оно станет реальной угрозой авторитарному режиму, то первая встала в полный рост.
Расцвели тюльпаны В Кыргызстане народ вышел на улицу в знак протеста против результатов парламентских выборов, проведенных властями соседней республики традиционно нечестно. Людей возмутило широкое применение административного ресурса против оппонентов власти, откровенный подкуп избирателей, махинации проакаевских кандидатов в депутаты, засилье вранья на страницах официальных газет и в студиях телекомпаний. В общем, все то, что имело место и в Казахстане осенью прошлого года.
Однако в отличие от нашей страны, где оппозиция не смогла, или точнее не осмелилась вывести народ на улицу в знак протеста, события у соседей пошли по совершенно другому сценарию. Причем они развивались так быстро, что комментарии, которые брали наши журналисты у экспертов, устаревали буквально на глазах.
Два дня назад еще только обсуждалась идея, что Нурсултан Назарбаев должен был бы предложить своему кыргызскому коллеге политическое убежище, чтобы Аскару Акаеву и его семье не пришлось бояться в дальнем зарубежье выдачи на Родину по обвинению в коррупции, злоупотреблении служебным положением и так далее. Вчера уже пришла информация, что самолет с бывшим президентом Кыргызской Республики приземлился на аэродроме около Алматы и г-н Акаев присоединился там к своей семье. Таким образом, на падение его режима понадобилась всего неделя.
Очевидно, что политическое крушение некогда демократа номер один в Средней Азии не случайно. Он так и не смог обеспечить своей стране экономической подъем, а согражданам достойные условия жизни. Более того, в последние годы он по примеру своих коллег, президентов Туркменистана, Узбекистана и Казахстана попытался «закручивать» гайки. Результатом стала катастрофа, выбросившая его и его родных из страны.
Судя по тому, как казахстанские пропрезидентские и российские СМИ подают информацию из Кыргызстана, нас будут убеждать в том, что там произошел мятеж во главе с хулиганами и бандитами, которые заморочили голову остальным гражданам.
На самом деле в Кыргызстане народная революция, причем очевидно, что она развивалась достаточно стихийно, а антиакаевская оппозиция не столько руководила ею, сколько следовала народной воле. В общем, котел народного негодования взорвался, потому что его конструкция была негодной, главный кочегар совершенно не интересовался мнением масс, а помощники кочегара усиленно затыкали все отверстия, пытаясь не допустить выброса негодования.
Нечто подобное ждет и нас. Пусть казахстанский «котел» лучше сделан, из более качественного материала. Да и главный кочегар умнее, дальновиднее и характером посильнее. Но принцип действий его тот же - затыкать рты несогласным в надежде, что те или задохнутся, или хотя бы ослабнут. Пример событий в соседней стране доказывает, что в таком случае взрыв народного негодования неизбежен и закономерен.
Очевидно, что Казахстан будет втянут, если это уже не произошло, в кыргызские события. Я сильно надеюсь, что сообщения отдельных российских СМИ о том, что в разгоне оппонентов Аскара Акаева принимал участие казахстанский ОМОН всего лишь газетная «утка». Хотя было бы логичным, если бы казахстанский «суперпрезидент» оказал своему коллеге посильную помощь, или хотя бы продемонстрировал солидарность.
По крайней мере, вчерашнее заявление МИД РК о том, что Казахстан готов оказать Кыргызстану «любую помощь», допускает посылку туда наших воинских контингентов и сил специального назначения. Я очень надеюсь, что солидарность диктаторов Средней Азии все же не дойдет до этого, хотя бы потому, что подобное решение Нурсултана Назарбаева только ускорит его крах.
Подкуп, сговор, страх? Что касается Казахстана, то события в Кыргызстане, несомненно, ускорят развитие внутри страны. В этих условиях неопределенность с датой следующих президентских выборов на руку Нурсултану Абишевичу. В зависимости от ситуации и ожидаемого хода развития событий, он имеет возможность выбрать или декабрь этого года, или следующего. С одной стороны, все говорит о том, что следующие выборы главы государства состоятся в 2005 году, о чем мы не раз писали, и что подтверждается многочисленными утечками информации со всех уровней государственного управления.
Внешние опасности можно разделить на две группы. Первая - это авторитарный политический режим, который сделает все возможное, чтобы сначала не зарегистрировать общественное объединение, а затем расколоть и ослабить его. Вторая - это Акежан Кажегельдин, который наверняка будет бороться за право возглавить оппозиционный лагерь и тем самым волей-неволей действовать на руку Нурсултану Назарбаеву.
Кстати, на этой неделе глава государства возвращается из краткосрочного отпуска за рубежом, в ходе которого он наверняка готовил очередные эпохальные предложения народу. Теперь же ему предстоит срочно скорректировать программу своих действий с учетом последних событий. И если объединение казахстанской оппозиции Администрация президента, располагающая самыми разнообразными источниками информации, могла прогнозировать, хотя всячески отрицала ее возможность, то «разноцветная» революция в Кыргызстане наверняка свалилась ей как кирпич на голову.
В этих условиях неопределенность с датой следующих президентских выборов на руку Нурсултану Абишевичу. В зависимости от ситуации и ожидаемого хода развития событий, он имеет возможность выбрать или декабрь этого года, или декабрь следующего.
С одной стороны, все говорит о том, что следующие выборы главы государства состоятся в 2005 году, о чем мы не раз писали, и что подтверждается многочисленными утечками информации со всех уровней государственного управления.
С другой стороны, Нурсултан Назарбаев может поостеречься и отложить выборы до 2006 года в надежде, что за это время демократическая оппозиция опять займется дележом шкуры неубитого медведя и в ходе этого бесплодного процесса в очередной раз вдрызг разругается. Вплоть до полного развала движения «За справедливый Казахстан».
Тем более что технологиями по внесению раздора в ряды оппонентов главы государства его администрация овладела хорошо. Можно предположить, что в скором времени предложения вернуться на государственную службу получат многие лидеры демократического лагеря. Например, Ораза ЖАНДОСОВА могут поманить креслом премьер-министра, а его товарищу по партии Алтынбеку САРСЕНБАЕВУ пообещать кресло министра или даже секретаря Совета безопасности.
Но больше всего внимания власть уделит Жармахану ТУЯКБАЮ, так как его возвращение в пропрезидентский лагерь или просто переход в нейтральное положение немедленно приведет к расколу оппозиции. Трудно предположить, что может Нурсултан Абишевич пообещать бывшему спикеру Мажилиса, ну разве что назначить своим преемником. Но последнее настолько маловероятно, что, скорее всего, будет применен механизм запугивания. Например, путем реанимации жалоб периода Государственного следственного комитета.
Других оппозиционеров, особенно тех, кто длительное время отлучен от государственной службы, могут поманить высокооплачиваемыми должностями в национальных компаниях и крупных частных фирмах, принадлежащих членам семьи президента. Не исключены и прямой подкуп, и предложения возглавить дипломатические представительства Казахстана в ближнем и дальнем зарубежье.
В связи с этим возникает вопрос: можно и нужно ли демократической оппозиции в целом или ее отдельным представителям идти на переговоры с Нурсултаном Назарбаевым? Да, если речь пойдет о будущем страны. Но ни в коем случае нельзя скатываться до сговора о том, что получат конкретные лица в обмен на лояльность, предательство или просто бездействие.
Другое дело, что президент вряд ли рискнет на прямой разговор с оппонентами, даже тайный. До последнего времени Нурсултан Абишевич позиционировал себя как национального лидера, равного которому в Казахстане нет и быть не может. Поэтому в глазах окружения «суперпрезидента» его диалог с кем-то из оппозиционеров об условиях внутриполитического урегулирования равнозначен признанию в собственной слабости и неспособности удержать в руках единоличную власть.
То есть сегодня для главы государства опаснее вести диалог с оппонентами, так как это может вызвать разброд и шатания в его собственном лагере, чем продолжать давить демократическую оппозицию всеми доступными способами. Ведь в последнем случае он может надеяться, что та со временем распадется и превратится в диссидентское движение. А вот на преданность своего окружения он надеяться точно не может, ну разве что на Марата Тажина и Ермухамета Ертысбаева.
Раскол усиливается Другими словами, исключительное положение Нурсултана Назарбаева в политической системе, в которое он сам себя поставил, лишило его свободы маневра внутри страны, а «Казахгейт» резко ограничил ее за рубежом. В результате наша страна оказалась лишена тех политических механизмов, которые обычно используются на практике для спуска «излишнего давления» в обществе.
Поэтому глава государства просто вынужден делать хорошую мину при плохой игре. Казахстанцев будут убеждать, что в нашей стране все хорошо, а в скором времени будет еще лучше. Что лучше Нурсултана Абишевича правителя нет и быть не может. Что переходный период в Казахстане завершится в 2030 году. И что старый Назарбаев на порядок лучше молодого преемника.
Думаю, что многие уже отметили, что нынешний период в истории суверенного и независимого Казахстана сильно напоминает времена позднего Брежнева. Помните, как тогдашний престарелый лидер страны постоянно выступал с историческими инициативами, обреченными на поддержку внутри страны и за ее пределами? А официальные СМИ были переполнены дружными «одобрямсами» всем его действиям, отдельные же недостатки в нашей жизни объяснялись или недоработкой отдельных чиновников, или происками зарубежных врагов?
Поэтому проблема Казахстана заключается не в том, что у нас возможны или невозможны события, происходящие сегодня в Кыргызстане, а в том, что в стране отсутствует механизм разрешения внутриполитических конфликтов, и нет органа, способного взять на себя эту функцию.
Глава государства окончательно скомпрометировал себя как лидер политического клана, объединившего по интересам крупных чиновников, богатых «иностранных» инвесторов и членов его семьи. Правительство - всего лишь исполнительный орган при президенте и не обладает ни самостоятельным авторитетом, ни влиянием на страну. Парламент потерял даже малейшие признаки независимой законодательной власти и превратился в отдел при Администрации президента. Равно как и Конституционный совет. Уполномоченный по правам человека скатился до публичных жалоб на правозащитные организации, то есть превратился в чиновника по правам человека. Судебные органы полностью скомпрометированы как коррумпированностью, так и выполнением политических заказов власти. Правоохранительные органы еще более неуважаемы, чем суды.
Что же остается делать политическим противникам - власти и оппозиции, если ситуация как в Кыргызстане выйдет из нормы? Собираться на площадке НКВД под бдительным присмотром Булата УТЕМУРАТОВА? Это даже не смешно.
Ермухамет Ертысбаев и его многочисленные полуанонимные коллеги будут убеждать нас, что «разноцветная» революция в Казахстане невозможна, потому что Нурсултан Назарбаев - это не Аскар Акаев, что экономический подъем в нашей стране - это не стагнация в соседней республике, и так далее, и тому подобное. Но ведь раскол в казахстанском обществе усиливается, и чем сильнее власть давит на оппозицию, тем больше становится дистанция между ними.
Да, власть Назарбаева пока сильна, но не умением разговаривать с оппонентами, а ресурсами по их подавлению. А ведь давно известно, что легче пожар предотвратить, чем тушить и потом ликвидировать его последствия. Так вот, в Казахстане есть средства по пожаротушению, но нет средств по предотвращению социальных пожаров. Не считать же таковыми попытки власти создать псевдооппозицию и заменить ею идейных оппонентов.
Во как!