Никто не понял, что это революция
На вопросы «ПЖ» отвечает главный эксперт Международного института стратегических исследований при президенте Киргизии, полковник в отставке Леонид БОНДАРЕЦ.
Политический журнал
Леонид БОНДАРЕЦ, полковник запаса. Родился в 1952 г. в городе Артик Армянской ССР. В 1973 г. окончил Тбилисское высшее артиллерийское командное краснознаменное училище. Военную службу начал в САВО, где прошел путь от командира огневого взвода до начальника отдела - заместителя начальника штаба армейского корпуса. В 1995 г. окончил Колледж стратегических исследований и оборонной экономики Европейского центра изучения проблем безопасности в Гармиш-Партенкирхене (ФРГ). Военную карьеру завершил в Минобороны Киргизии заместителем начальника оперативного управления главного штаба Вооруженных сил республики.
- Леонид Мирославович, в СМИ прошла информация, что генсек ОДКБ Николай Бордюжа еще 21 марта якобы предлагал Аскару Акаеву посреднические услуги этой организации в диалоге с оппозицией, бунтовавшей в Джалал-Абаде и Оше.
- Мне неизвестно, рассматривалась ли вообще возможность вмешательства сил ОДКБ в события в Киргизии. Но, по моему мнению, если бы такое произошло, это неминуемо привело бы к вооруженному конфликту. Причем к жестокому. Кажется, ни российские политики, считающие события в Киргизии переворотом, ни американцы до сих пор не поняли, что здесь случилось на самом деле. Что это не оппозиция совершила переворот, а произошла самая настоящая народная революция.
- Скажите, а эксперты МИСИ снабжали президента нужной информацией или же она тормозилась где-то на этажах власти?
- Руководство нашего института снабжало главу государства соответствующей информацией. Вопрос в том, как эта информация воспринималась самим президентом и людьми из его ближайшего окружения. Судя по последним выступлениям Акаева в российских СМИ, она оценивалась неадекватно и однобоко.
- Аскар Акаев в серии московских интервью заявил, что его трагическая ошибка в том, что он вовремя не ввел в стране чрезвычайного положения.
- Люди в погонах отказались бы идти против народа, против женщин и детей. У каждого солдата есть мать, отец. Вы думаете, он поднял бы оружие против своих родителей? Это не ошибка, это счастье, что Акаев не решился на этот шаг.
- Но армия могла бы охранять стратегические объекты и не допустить их разгрома.
- На это есть другие структуры - внутренние войска, милиция. Армия должна быть вне политики, эта аксиома существует с античных времен. Примеры, когда армия служила интересам диктаторов и к каким трагическим последствиям это приводило, всем известны.
Вернусь к обстоятельству, озвученному генсеком ОДКБ Бордюжей. Представьте себе ситуацию: вводятся российские войска, проливается кровь. А теперь представьте, какое вообще отношение у местного населения будет потом к России:
ОДКБ нам необходима. Нам, Армении, Таджикистану, другим странам альянса. Киргизия находится в окружении нескольких государств, весьма сильных в военном отношении. И защита от внешних угроз, с какой бы стороны и в каких бы формах они ни проявлялись, встает на первое место. Ну а то, что творится внутри, - это внутреннее дело каждой страны. И меня, честно говоря, удивляют заявления некоторых российских депутатов и политологов, в которых они предлагают разделить территорию Киргизии между соседними государствами. Например, известный российский политолог Андраник Мигранян в одном из своих недавних выступлений предложил север Киргизии отдать казахам, юг - узбекам, чтобы все здесь успокоились. Если следовать его логике, то государство Киргизия исчезло с карты мира. Иначе, чем безответственностью, это не назовешь.
- Новое руководство Киргизии заявляет о своей приверженности прежнему курсу в международных отношениях, в том числе и в военно-политическом партнерстве. Каким вам видится роль и место страны в Организации договора о коллективной безопасности, Шанхайской организации сотрудничества и других альянсах?
- В военных кругах уже обсуждается вопрос: с какой интенсивностью будет осуществляться взаимодействие в рамках названных организаций? После безответственных заявлений ряда российских политиков по поводу будущего Киргизии у российских граждан может возникнуть ощущение, что события в этой республике - прямая угроза суверенитету и независимости России. Далее, на свет божий вытаскивается не существующий в Киргизии национальный вопрос, и вот уже Жириновский и иже с ним во всеуслышание трубят об угрозе русским. Помилуйте, да нет здесь такого!
- Но русские все же уезжают...
- Причины этого не политические, а экономические. Мы здесь все живем тяжело. Но не тяжелее, чем коренное население. Но мы хотя бы можем вернуться на историческую родину, а киргизам бежать от такой ситуации некуда.
- Что представляет собой киргизская военная доктрина?
- В военной доктрине, разработанной несколько лет назад, говорится, что армия Киргизии должна быть небольшой, хорошо вооруженной и полностью профессиональной. С такой доктриной мне трудно согласиться. Она подразумевает резкую реформацию и модернизацию, что в современных условиях произвести будет крайне трудно.
Киргизия - маленькая страна, расположенная на стыке геополитических и геостратегических интересов трех сверхдержав - Китая, России и США. Мы окружены более развитыми соседями - Узбекистаном, Казахстаном. Под боком Таджикистан с его более мощной армией, имеющей опыт гражданской войны и боевых действий в горах. Наконец, совсем рядом вечно воюющий Афганистан. В этих условиях роль армии не может не стать ключевой. И разве может в этих условиях армия быть небольшой и слабо вооруженной?
Добавлю, что в нынешних условиях чрезвычайно важно, чтобы Россия как можно скорее сделала определенные шаги навстречу Киргизии. Иначе Россия окончательно может потерять свое влияние в Центральной Азии. Как известно, политический вакуум долго не существует.
- Что вы скажете о возможности размещения в Киргизии летающих комплексов радиоэлектронной разведки? Одни источники утверждали, что американские военные с разрешения МИД Киргизии собирались размещать в стране «АВАКСы». Другие, например американский посол в Киргизии господин Янг, опровергали это.
- Любой эксперт скажет, что «АВАКСы» собирались размещать прежде всего не для обеспечения так называемой антитеррористической операции в Афганистане, а против Китая, наращивающего в Центрально-Азиатском регионе свое политическое и военное присутствие. Насколько известно, новый киргизский лидер Курманбек Бакиев по этому поводу заявил, что внешняя политика и, стало быть, военная доктрина государства не претерпят изменений.
Беседовал Владимир БОГДАНОВ, Бишкек
КСТАТИ
Недавно Киргизию внезапно посетил глава Пентагона Доналд Рамсфелд. В Бишкеке он провел встречи с и. о. президента Курманбеком Бакиевым и министром иностранных дел Розой Отунбаевой. На совместной пресс-конференции Рамсфелд заявил: «Я не думаю, что есть смысл говорить об изменении стратегического баланса в Центральной Азии в связи с ситуацией в Киргизии. Наше политическое и военное сотрудничество будет развиваться в партнерстве по вопросам борьбы с терроризмом и урегулирования ситуации в Афганистане». После встречи с министром обороны США Бакиев подчеркнул: «Мы не обсуждали с Доналдом Рамсфелдом вопросов о дислокации в «Манасе» на постоянной основе самолетов «АВАКС». Ситуация в стране полностью контролируется правительством, и расширение присутствия зарубежных военных исключено».