EURASIANET
ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ В КЫРГЫЗСТАНЕ: В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ ВЫДВИЖЕНИЕ КАНДИДАТУРЫ КУЛОВА
После сделанного 25 апреля объявления о выдвижении кандидатуры Кулова президентские выборы превратились в соревнование регионов. Кулов, которого некоторые аналитики считают представителем интересов Севера, выступает в качестве одного из главных фаворитов на выборах 10 июля. Соперник Кулова - и.о. президента Курманбек Бакиев - в политическом смысле является представителем Юга.
Выдвижение Кулова стало возможно благодаря решению Верховного суда Кыргызстана об отмене ранее вменявшихся ему обвинений в злоупотреблении властью. [Историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight.] В период после падения администрации Акаева 24 марта Кулов какое-то время входил во временное правительство как координатор силовых струтур и поддержал Бакиева, заявив в интервью, что избиратели «не ошибутся», проголосовав за исполняющего обязанности президента. [Историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight.]
Если оглянуться назад, решение Кулова уйти в отставку с поста координатора силовых структур всего через несколько дней после его назначения выглядит хитрым политическим шагом, так как действия временного правительства в скором времени были поставлены под сомнение. Сегодня, спустя чуть более месяца после смещения Акаева, взгляды Кулова на временное правительство Бакиева претерпели радикальные изменения. Выдвинув свою кандидатуру, Кулов заявил, что решение баллотироваться на пост президента вызывается желанием «стабилизировать ситуацию в стране» и «нормализовать работу госорганов».
И хотя кампания по выборам в президенты, скорее всего, вызовет конкуренцию между регионами, Кулов пытается подать себя как примирителя интересов. На пресс-конференции 25 апреля он выразил озабоченность в связи с ростом межэтнических и межрегиональных разногласий, заявив, что будет стараться остановить «отток русскоязычного населения» и способствовать согласию в отношениях между Севером и Югом. По словам Кулова, все кандидаты в президенты должны взять на себя обязательство отнестись с уважением к официальным результатам выборам и воздержаться от любых шагов, направленных на разжигание межрегиональных трений.
Кулова долгое время считали самым сильным политическим противником Акаева, и многие аналитики полагают, что его заключение в тюрьму в начале 2001 г. было вызвано желанием президента устранить опасного конкурента. Сегодня Кулов и Бакиев, похоже, собираются вступить в соперничество на выборах президента. Несмотря на существование других кандидатов, никто из них, как ожидается, не сможет противостоять Кулову и Бакиеву.
Кулов и Бакиев независимо друг от друга подтвердили, что в последнее время проводили в частном порядке консультации по поводу соглашения о разделе будущих полномочий. По словам Кулова, они обсуждали соглашение о том, чтобы победитель назначил того, кто займет второе место, на пост премьер-министра. В конце концов Бакиев отверг этот вариант, предложив вместо этого в случае своего избрания на пост президента гарантии назначения Кулова премьером. Кулов обдумывал это предложение несколько дней, а затем отказался его принять. На пресс-конференции 25 апреля Кулов заявил, что будет в одностороннем порядке осуществлять свой первоначальный план, и дал обещание, что если он победит на выборах, то назначит Бакиева премьер-министром.
В телеинтервью 24 апреля Бакиев выступил в защиту действий временного правительства: «Благодаря усилиям правительства и местных администраций нам удалось стабилизировать политическую и социальную ситуацию». Бакиев назвал диалог с Куловым о разделе будущих полномочий «джентльменским», добавив, что они договорились вести честную кампанию - «не выводить людей на улицы и не заниматься подкупом избирателей». В то же время Бакиев дал понять, что не вполне уверен в осуществимости этого джентльменского соглашения. «Время покажет», - сказал он.
Кулов отметил, что его политические оппоненты уже начали кампанию по его очернению. В частности, он отверг как несостоятельные слухи о своей тесной связи с Акаевым. «Я боролся против режима Акаева и не допущу, чтобы это повторилось», - заявил он. Кулов обязался занимать пост президента в течение одного срока, а затем уйти в отставку, добавив, что его задачей является преобразование страны в парламентскую республику.
Кулов заявил также, что политические противники стремятся возобновить расследование его якобы незаконной деятельности в прошлом, когда он занимал целый ряд политических постов, чтобы сорвать его предвыборную кампанию. И.о. генерального прокурора Азимбек Бекназаров, видный южный политический деятель, заявил недавно, что временное правительство может начать собственное расследование действий Кулова в период правления Акаева. «Это [расследование] ставит своей целью мою дискредитации в период перед президентскими выборами», - заявил Кулов корреспонденту EurasiaNet. «Это технологии черного пиара; все это хорошо известно».
Выдвинув свою кандидатуру, Кулов, тем не менее, должен устранить еще одно правовое препятствие на пути к президентскому посту. Он должен будет продемонстрировать свое хорошее знание кыргызского языка. Когда Кулов входил в близкий круг Акаева в конце 1990-х гг., то испытывал трудности с выражением своих мыслей на кыргызском. В свое время Акаев предложил ввести знание кыргызского языка как условие назначения госчиновников в значительной мере для того, чтобы закрыть для Кулову путь к президентству. Сегодня Кулов, говорящий в основном по-русски, пообещал, что выдержит экзамены на знание кыргызского. «Президент должен знать государственный язык», - сказал он.
Бакиев предпринимает меры, чтобы завоевать поддержку своей кандидатуры южными политиками. Например, ранее объявивший о выдвижении своей кандидатуры политический деятель из южного Кыргызстана Адахан Мадумаров внезапно заявил о своем отказе от участия в выборах. [Дополнительную информацию см. Архив рубрики Eurasia Insight.] После этого он согласился занять пост вице-премьера в кабинете Бакиева. По словам Мадумарова, его решение было вызвано необходимостью «поддержать в стране стабильность».