"Навигатор-2", Дата публикации: 25 мая 2005 г.
Гульжан ЕРГАЛИЕВА
"Мы - пленники Назарбаева, а он - пленник власти"
Правление Нурсултана Назарбаева вступает в последнюю стадию. Самую драматическую. Президент все глубже и глубже проваливается в политическую ловушку, капкан, который ему расставила система, выстроенная им самим за эти долгие 15 лет. И все мы, так или иначе, становимся жертвами падения мощного и в то же время беспомощного режима.
Моментом самых серьезных испытаний власти станут президентские выборы. Пока неизвестно точно, когда они будут. Власть всячески маневрирует между формальным сроком выборов и фактическим, которые не совпадают. За формальный выдается декабрь 2006 года, но фактически президент уже начал предвыборную кампанию. Причем начал ее с фальстарта, раньше срока. Вот уже выложены все козыри, но обстановка в стране не только не улучшается, а, напротив, накаляется. И причиной этого стала сама же кампания.
Во-первых, послание президента, которое вначале казалось таким прогрессивным, очевидно останется нереализованным, впрочем, как всегда. Люди поняли, что мизерные повышения пенсий и зарплат погоду в их бюджете не сделают, дешевые квартиры по 350 долларов за квадратный метр останутся недоступными большинству нуждающихся, нефтяные и прочие доходы как были, так и остаются в карманах "инвесторов". Чтобы осуществить такую программу, надо было начинать, как минимум, лет пять назад, предварительно очистив власть от коррупции и воровства. Почему обещания остаются невыполненными - вопрос уже не в компетенции президента.
Во-вторых, политическая атмосфера в стране накаляется. Обещанные реформы по демократизации не сдвинулись. (Вместо них президент издает указ о верноподданничестве чиновников). У власти не выдержали нервы, и она начала нападение в прямом смысле на оппозицию, причем с помощью криминалитета. Таким образом уронила себя в глазах общества, как до этого оскандалилась в связи с судебным процессом в США по "Казахгейту". И теперь ее рейтинг существенно снизился.
Уроки для президента
Но еще большее смятение во власть внесли разбушевавшиеся вокруг революции. Когда случилась революция в Грузии, администрация президента находила одни оправдания, мол, слишком бедная страна, когда случилась революция в Украине, искала другие причины, мол, это результат антипатии русских и украинцев. Но когда народ восстал в Кыргызстане, Назарбаев заметно занервничал. Он объяснил это слабостью Акаева. Однако трагедия в Узбекистане, где президент Каримов буквально утопил в крови собственный народ, не оставила Назарбаеву выбора. Нет больше причин выгодно оправдывать себя в сравнении с соседями, где проходят одна за другой революции. И вместе с этим не осталось поля для маневров.
Зато есть опыт Грузии, Украины, Кыргызстана и Узбекистана. Первая революция прошла мирно, хоть и напряженно. Шеварднадзе поплатился своим политическим достоинством и оказался изгнанным из власти президентом. Для лидера, который имел когда-то мировой авторитет и в общем-то большие заслуги перед двумя странами - СССР и Грузией, - это тяжелый финал. Это унижение в глазах всего мира, своего народа, собственных внуков.
Вторая революция в Украине проходила более благоприятно для президента Кучмы. Он отказался баллотироваться и работал на победу преемника, пытаясь таким образом обеспечить себе гарантии. Но не вышло. Зато Кучма избежал позорного изгнания и как бы уступил власть конституционным путем через выборы. С его уходом в Украине пала авторитарная власть. Сегодня страна перерождается, и вчерашние хозяева - семья и окружение экс-президента - теряют все, а кого-то ждет возмездие.
Третья революция в Кыргызстане кроме политического поражения Акаева продемонстрировала его личное падение. Сам он оказался глупцом, если обманывался, что народ его любит. И свергли его даже не политики, а простой народ старым дедовским способом - палками и камнями. И он бежал, спасаясь от народного гнева и физической расправы.
После поражения коллег остальные президенты задумались о способах защиты своей власти. Долго ждать не пришлось. Судьба предоставила такое испытание президенту Каримову. Урок оказался чудовищным: режим, не моргнув глазом, уничтожил почти тысячу человек, в основном из мирного населения. Все существовавшие до этого мнения, что в Узбекистане правит тиран, подтвердились. Теперь мир просто обязан найти способы лишить Каримова власти и предать его суду. Иначе кровь в Узбекистане и дальше будет проливаться, а безнаказанность станет прецедентом для остальных авторитарных режимов - Беларуси, Казахстана, России. Эта цепная реакция может привести к масштабной дестабилизации в постсоветском регионе. Полиция будет избивать и стрелять в протестующих, народы - озлобляться и вооружаться из рук действительно экстремистских и террористических организаций. Это большая угроза для всех. Вот так параноидальная жажда власти приводит к трагедии целых народов и стран. Насколько далеко от этой черты стоим мы?
Назарбаеву придется выбирать между опытом всех прошедших революций - горькой судьбой Шеварднадзе, тревожной жизнью Кучмы, позорным бегством Акаева или тиранией Каримова. Если Назарбаев все же пойдет на выборы, то он неизбежно столкнется с одним из этих вариантов. Другого не дано. Президент обречен выбирать, потому что в Казахстане существует вероятность повторения в том или ином виде того, что произошло у наших ближних и дальних соседей. Потому что все мы - выходцы из одной и той же системы, все власти больны одними и теми же болезнями, у всех народов одни и те же проблемы. Случившиеся революции имеют одну природу - коррумпированные власти довели народы до взрыва. Наша сверхкоррумпированная система не меньше создала предпосылок, и развязка может наступить во время или после президентских выборов, результаты которых станут так же, как у других, поводом для массового недовольства. Протест уже назрел сам по себе, и опыт соседей может стать мощным детонатором будущих событий в Казахстане. :Если президентом опять станет Назарбаев.
Генеральная репетиция
Такую вероятность прежде всего понимает сама власть. И по ее сегодняшним действиям видно, какой выбор она хочет сделать. Власть до зубов вооружает полицейских, о чем недавно стало известно из письма министра МВД премьер-министру, она мобилизует студентов и бюджетников в свою защиту в качестве политического щита, местные власти вместе с бандитами устраивают публичные покушения на лидеров оппозиции, чтобы напугать протестующий народ, поездки президента в регионы обставляются в духе времен Брежнева. Словом, идет генеральная репетиция предстоящих президентских выборов, а мы в ней актеры. Кроме того, готовится президентская дистанция, чтобы он, не дай бог, на ней не поскользнулся. Силовые структуры нейтрализуют международные неправительственные организации проверками, чтобы они меньше активничали, на молодежи отрабатывают спецоперации по подавлению мирных акций: 1 мая в Астане произошел мини-Андижан, когда омоновцы после концерта избили 80 студентов только за то, что они шли с оранжевыми бантиками. Никого из власти это не возмутило, кроме одного депутата сената.
И нападение на оппозицию, и расправы со студентами, и зажим НПО, и закрытие газет, и суды над лидерами оппозиции, и помпезные поездки президента по регионам - все это проверка боем. Власть испытывает общество и себя: насколько народ позволит ей далеко зайти. Проглотит ли обман, испугается ли репрессий? В зависимости от этого она будет строить свою стратегию на настоящих выборах.
Власть мобилизовала все - административный, финансовый, политический, интеллектуальный, гражданский ресурсы. Людей насильно заставляют проявлять "любовь" к президенту, "протестовать" против оппозиции, в вузах и на предприятиях запугивают исключением или увольнением, если они будут замечены в симпатиях не к Назарбаеву.
Примечательный случай. К нам в редакцию прибыла делегация в составе проректора и двух преподавателей одного из алматинских университетов с претензией, почему в рубрике нашей газеты "Народный рейтинг" сказано, что в опросах активное участие приняли студенты этого вуза. Требовали, чтобы мы дали им список фамилий тех, кто ответил на наш вопрос: за кого вы проголосовали бы на президентских выборах - за Назарбаева или за Туякбая? Хотели опровержений и возмущались, почему мы не получили разрешение у руководства вуза на проведение опроса. Чем-то жутким повеяло от этих людей - воскрешением 37-го года. Как потом выяснилось, им звонили из Астаны и требовали принять меры.
Власть через подконтрольные СМИ пытается всячески отвлечь внимание народа от острых политических проблем, которыми наполнена страна. Один из крупных телеканалов буквально погряз в религиозной пропаганде, искусно выдавая ее за национальную идеологию. В стране процветают сомнительного содержания секты и общины, а племянник президента, занимая высокий пост в КНБ, создал целое религиозное движение, которое вроде перерастет в политическую партию, чтобы правоверные, по словам лидера, получили места в парламенте. (Хотя по Конституции Казахстан является светским государством, и религия должна быть отделена от государства). Не собирается ли племянник-генерал КНБ завтра пустить толпы религиозных фанатиков на мирные демонстрации протеста избирателей? Ведь это он был замечен в Шымкенте в дни нападения бандформирований на лидеров оппозиции. Зять-генерал КНБ тоже несколько лет назад использовал свои погоны в борьбе с конкурентами по бизнесу и политическими оппонентами. Семейная традиция, наверное.
В парламенте группа депутатов возбуждает скандальный вопрос, требуя ужесточить нормы применения государственного языка, мол, в стране более двух миллионов казахов не говорят на родном языке. Одно дело рассуждать об этом за бешбармаком, другое - в парламенте. Разве это не противопоставление казахов казахам? В случае митингов это тоже можно использовать.
Уже было заявлено официально лидерами олигархических партий, Гражданской и Аграрной, что они в защиту президента возьмут в руки оружие. Это надо понимать, что тысячи подневольных людей, занятых на их производствах, могут стать вооруженными отрядами рабочих и крестьян. Разве не так Ленин устроил гражданскую войну?
Увы, но в эту всеобщую мобилизацию "За Назарбаева!" оказались втянутыми известные люди. Недавнее интервью в газете "Время" Мурата Ауэзова вызвало тягостное впечатление своим глубоким субъективизмом. Это не похоже на Мурата Мухтаровича, я отказываюсь верить в подлинность его чувств. Он явно нервничал, но вопрос - почему? Мне более понятна позиция Олжаса Сулейменова, который хочет видеть "добрую" оппозицию в Казахстане, а в промежутках его аргументов проскакивает: "Я не хочу, чтобы в стране пролилась кровь". Просто Олжас Омарович хорошо знает психологию власти и что она способна на кровопролитие, поэтому хочет предостеречь оппозицию от возможных провокаций. Но и он тоже волей-неволей становится элементом пропрезидентской пропаганды.
Проценты навскидку
После парламентских выборов власть узнала правду о себе. Ни массированная рекламная атака по всем телевизионным каналам в пользу "Отана" и "Асара", ни многомиллионная печатная продукция, ни богатейшие биллборды и щиты, ни массовые и зрелищные акции, ни организованное голосование студентов, военнослужащих, врачей, учителей и т.д. не помогли этим партиям честно победить на выборах. Ну никак народ не хочет голосовать за власть и ее партии! Поэтому сегодня усилия утроены, из бюджета направлены миллиарды на поддержку президентской программы. Но поможет ли это?
Обратимся к опыту Грузии, Украины, Кыргызстана. И там велась мощная пропрезидентская пропаганда, преследовалась оппозиция, проводились антимитинги, провоцировались драки: И Шеварднадзе, и Кучма, и Акаев, и Каримов - все они были уверены в себе и своей власти, что система переломит оппозицию, как скорлупу, а народ не посмеет выйти лицом к лицу с ней. И что? Все равно случилось, что случилось. Примечательно, что на митинги протеста выходили всего несколько - от 2 до 10 - процентов людей от общей численности населения этих стран. Это был авангард народа, а сам народ его молча поддержал, сидя у телевизоров - болея и сочувствуя. Наш народ, надо полагать, не тупее других, и психология протестов у нас одинаковая. Авангард тоже есть.
По всем признакам политическую ситуацию в Казахстане можно охарактеризовать как предкризисную. Запалом для ее взрыва вполне могут стать президентские выборы, которые, понятно, не будут прозрачными. На фоне прошедших революций аналитикам уже ясно, что каждый процент в пользу Назарбаева будет рассматриваться скрупулезно придирчиво и с недоверием. В Грузии, например, поводом для возмущения стал слишком большой процент в пользу правящей партии, в Украине - слишком маленький в пользу преемника президента. В одном случае это восприняли как явные фальсификации, в другом - как проигрыш.
У нас советник президента прогнозирует 82 процента в пользу Назарбаева. Это, конечно, слишком. Тогда точно Казахстан ждут митинги протеста. Некоторые соцслужбы осторожно запускают цифру 56-57 процентов за Назарбаева. И это тоже станет причиной возмущения, потому что за долгие годы власть приучила общественное сознание к фантастическим победам Назарбаева и теперь столь маленький процент будет воспринят как поражение. То есть президент в любом случае попадает в капкан. Победа Назарбаева - хоть так, хоть так - все равно вызовет массовое разочарование и вероятный протест. Причиной этому является целый ряд факторов. Во-первых, это большие ожидания кардинальных перемен в стране, которые проходят в других странах. Но Назарбаев при всех его заслугах уже не способен на серьезную модернизацию, он не из той формации. И потом, многолетние обещания сказку сделать былью уже вызывают раздражение в массах. Во-вторых, системные фальсификации в Казахстане посеяли в обществе устойчивое недоверие к победам действующего режима. В-третьих, накопилась сильная психологическая усталость народа, а это тяжкий недуг, чреватый сильными вспышками гнева. В-четвертых, пример Грузии, Украины, Кыргызстана, где народы дождались справедливости и возмездия над государственными преступниками, тоже ждет своего разрешения в Казахстане. И этот ряд причин можно продолжить. Не может быть, чтобы сам президент и его администрация не понимали всех последствий. А если понимают, то почему идут по заведомо проблемному пути? Они что - самоубийцы?
Клоны Назарбаева
Именно так, они камикадзе той системы, которую построили. Если бы Казахстан с самого начала приступил к построению демократической системы власти, то сегодня в стране действовал бы совершенно другой принцип - верховенство закона. У нас уже, как минимум, был бы второй президент, парламент стал бы мощным институтом государственного контроля, а вместо акимов на местах правили бы маленькие парламенты из местных депутатов. Все без исключения подчинялись бы не президенту, а закону - равному для всех, начиная с президента.
Но Назарбаев замкнул все государство на себе. Однако один человек просто физически не способен за всем уследить, и поэтому он как бы себя клонировал, т.е. создал десятки таких же президентиков. Всем он позволил также бесконтрольно хозяйничать в стране в определенных пределах. Так за 15 лет Казахстан стал фактически принадлежать им - промышленность, земля, недра, бизнес, власть. И многие из них стали очень могущественными - у них миллиарды долларов, свои заводы и месторождения, свои СМИ и партии, свои депутаты и министры и т.д. И огромная армия подчиненных. Разве теперь они захотят изменений в стране? Нет, конечно.
Президент уже не может с ними справиться, слишком поздно. А если он даже захочет что-то изменить (например, построить бесплатное жилье для народа или провести честные выборы), то, скорее, они устроят на него покушение или организуют такие погромы, что никому мало не покажется. Президент - заложник этой системы, он гарант их прав на ограбление Казахстана и свобод на управление страной. Он их устраивает, а они его устраивают.
В СССР вместо демократии действовала мощная идеология. Людей так оболванивали идеями коммунизма и настолько изолировали от внешнего мира, что 70 лет никто ничего не понимал. Символом этой идеологии было имя вождя пролетариата, а мавзолей с его телом - святым местом. Имя президента Назарбаева и его физическое наличие во власти также используется, чтобы продлевать существование режима. И завтра, когда начнутся президентские выборы, то народ заставят избирать не Назарбаева, а их - хозяев Казахстана. Вот почему они не жалеют денег на пышные выборные кампании, вот на кого работают их СМИ, вот чьи депутаты принимают ненормальные законы, вот кто устраивает покушения на оппозицию и т.д. А Назарбаеву внушают, что он действительно незаменим, что народ его любит и на 80 процентов проголосует за него. Президент с превеликим удовольствием им верит, и так уже поверил, что теперь никто не может его переубедить. Поэтому он легко идет на манипуляции с Конституцией, фальсификации выборов, расправу с оппонентами. Он уже не отдает отчета своим обещаниям, не замечает комичности своего положения, живет в оторванной от реальности жизни. Разве он не стал похож на позднего Ельцина?
Кто спасет президента?
С точки зрения человечности президент Назарбаев попал в большую беду. Он стал пленником собственной власти, и она хочет дальше эксплуатировать его имя, прошлые заслуги, остатки авторитета. Она пользуется его болезнью величия - открыто и беспощадно. Она пожирает его прошлое и его будущее. Толкает на непременное повторение судьбы или Шеварднадзе, или Акаева, или Каримова. Ведь уже очевидно, что осень монарха наступила и ему осталось немного. И надо вовремя остановиться.
Неужели рядом с президентом нет людей, по-настоящему любящих его и сочувствующих ему? Почему Дарига Назарбаева - дочь, преемница отцовского пути - не видит опасности? Разве горькая судьба семьи Акаевых или семьи Каримовых, которых еще долго в народе будут проклинать, не пугает ее? Когда-то Татьяна Дьяченко приложила немалые усилия, чтобы оградить своего отца Бориса Ельцина от недостойного конца. Во многом была ее заслуга, что Ельцин ушел из власти вовремя.
Предстоящие президентские выборы станут для Назарбаева тяжелым испытанием - политическим и человеческим. Его "победа" окрасится или в черный цвет обвинений в нечестности, или в красный на площадях. Вероятность незапятнанности очень мала. Стоит ли так рисковать? Не президенту, а нам. Новый срок правления Назарбаева будет сопровождаться частыми и сильными стрессами для общества: режим станет каримовским, а экономическая и политическая системы будут пробиваться с боями в совершенно другом направлении. Передел в Казахстане неизбежен. И провести его более безболезненно можно только путем модернизации политической власти и цивилизованного развития экономики, которая сегодня задавлена коррупцией. С коррупцией может справиться только некоррумпированная власть, а ее надо еще только построить.
Признаком мудрости является способность "выносить прекрасные решения". Президент по определению (возрасту и статусу) должен быть мудрым. А если так, то он, взвесив объективно ситуацию и просчитав все последствия, не должен больше баллотироваться. Тем более что 15 лет правления ценой жульничества с Конституцией и волеизъявлением народа уже подорвали достоинство президента. А если Назарбаев опять двинется на выборы, тогда может не выдержать честь страны. Сегодня президент по всем законам (если, конечно, начать их уважать) должен создать условия для цивилизованных выборов нового лидера, потому что его время закончилось. Это будет достойным завершением столь долгого правления.
Если же нет, то спасти честь президента, как носителя чести страны, может сам народ - источник власти. Он просто больше не должен избирать Назарбаева - это будет великим актом гуманизма по отношению к судьбе Первого Президента Республики Казахстан.
"Свобода слова с Гульжан Ергалиевой", 25.05.05г.