Деромантизация революции
Салтанат Жундибаева, Анна Степаненко, Интернет-журнал "Оазис"
Казахстанская власть, оппозиция и бизнес-структуры обеспокоены событиями в Андижане. Однако у каждой из этих групп собственные причины беспокойства.
До сих пор государственные органы Казахстана так и не дали официальную оценку событиям в Узбекистане. В течение недели журналисты тщетно пытались добиться комментариев от представителей властей, но даже депутаты, обычно охотно реагирующие на вопросы журналистов, уходили от комментариев. Создавалось ощущение, что все официальные источники информации в Казахстане затаились и наблюдают, чем все это закончится.
Одним из немногих было заявление председателя Комитета национальной безопасности (КНБ) Казахстана Нартая Дутбаева на пресс-конференции после заседания Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств-участников СНГ. Г-н Дутбаев выразил мнение, что в Казахстане отсутствуют причины и условия для «цветочных революций», в основе которых лежит, прежде всего, тяжелое социально-экономическое положения населения. «Что касается Казахстана, то у нас стабильная обстановка, связанная с бурным экономическим ростом и межнациональным согласием нашего народа», - отметил глава казахстанских спецслужб.
Впрочем, сами действия силовых органов в отношении событий были достаточно предсказуемы. Как известно, в связи с последними событиями казахстанские пограничники, таможенники и личный состав ГУВД по Южно-казахстанской области с 13 мая были переведены на усиленный вариант несения службы. Усиленный режим, по всей видимости, будет действовать еще долго.
Кстати, не всем заметный, но, очевидно, важный отголосок андижанского кризиса был заметен даже на рынке продуктов. Узбекистанские предприниматели в мае всегда снабжали казахстанцев, в частности жителей Алматы, свежими овощами и фруктами. Сразу после закрытия границы овощи, клубника и черешня подорожали в среднем в 1,5 раза, и рост цен, по всей видимости, продолжится.
Директор Группы оценки рисков, политолог Досым Сатпаев: «Вокруг конфликта образовался информационный вакуум. Считается, что это была экстремистская попытка переворота. Я с сомнением отношусь ко всем комментариям. В основе бунта лежали социально-экономические проблемы. Довольно долго не решались проблемы бедности и коррупции. Со стороны президента Узбекистана не было попыток понять народ. Каримов устанавливал монополию. Жесткость является его характерной чертой».
Комментируя события в Узбекистане, Эдуард Полетаев, директор представительства IWPR (Институт по освещению войны и мира) в Казахстане отметил, что «действия бунтовщиков были незаконными, а сами бунтовщики действовали под влиянием эмоций, а события, подобные андижанским будут повторяться, но по другому сценарию. С бунтовщиками Каримов церемониться не будет», - считает он.
Многие обыватели в Казахстане также склонны считать, что митинг в Андижане был вызван бедственным экономическим положением большинства жителей Ферганской долины. Надо отметить, что многие казахстанцы довольно мало знают о жизни в Узбекистане в целом из-за недостатка информации, поступающего от соседей, а также из-за, надо признать, равнодушия до сих пор к событиям в других странах региона на фоне роста собственного благосостояния. Даже несмотря на то, что большинство нелегальных трудовых мигрантов в Казахстане имеют узбекские, кыргызские или таджиские паспорта, интереса к соседним странам у казахстанских граждан, как правило, не наблюдается.
Торгово-экономические отношения между двумя соседними республиками находятся в зачаточном состоянии, поэтому тревоги потерять деньги в Узбекистане, у казахстанских бизнесменов нет.
Причина их беспокойства кроется в другом: деловые круги Казахстана, в том числе мелкий и средний бизнес не желает никаких резких потрясений - будь то революции или локальные бунты. Если сравнить впечатление от цивилизованной смены власти в Украине и Грузии с кыргызским, а тем более, узбекским сценарием, можно отметить довольно настороженное отношение в Казахстане к перспективе «цветной революции». Иначе говоря, само понятие «революция» было несколько деромантизировано после событий в Андижане и Карасуу. Во всяком случае, даже не действия сторон, а перспектива «мясорубки» испугала в Казахстане не только власть, но и другие слои общества.
Следует отметить, что казахстанские силовые органы, по последним неофициальным данным усиленно готовятся к возможному обострению ситуации. В СМИ даже прошла информация о том, что МВД активно оснащается стрелковым оружием.
Однако, в контексте более или менее сформированного в стране диалога между политическими оппонентами, трудно допустить повторения андижанского сюжета, если только власти не начнут активно выводить оппозицию из правового поля. Возможно, только тогда будут форсироваться и экстремистские настроения. Между тем в отношении перспектив переворота в Казахстане есть разные мнения.
«Поскольку, мы находимся в Азии, спокойной смены власти ожидать не приходится. Самая главная прививка от всех революций - это экономическая стабильность. У нас неплохо сформирован средний класс, и вряд ли он будет участвовать в каких-то политических событиях. Я бы не хотел потерять свое дело во время революционных событий или после того, как придет совершенно новая формация власти», - сказал анонимный источник из бизнес-среды. Если же ситуация изменится, то по мнению анонима, многие бизнесмены и их семьи просто покинут страну на время волнений.
Отвечая на вопрос о том, возможно ли развитие революционных событий в Казахстане, Эдуард Полетаев ответил, что в принципе ничего невозможного нет. «Идеального государства не существует. И проблемы остаются те же. Но в Казахстане это не перерастет в массовые выступления, так как большая часть населения занята. Существует прослойка среднего класса, которой есть что терять», - отметил эксперт.
В тоже время политолог Досым Сатпаев отмечает, «мало вероятно, что подобное произойдет в Казахстане. Но если и произойдет, то сценарий развития событий будет, собственно, казахстанским. В решении конфликта примут участие финансово-промышленные структуры. Если же со стороны Запада будут профинансированы криминальные структуры, то начнется война за собственность».
Стоит напомнить, что президентские выборы назначены в Казахстане на декабрь 2006 года. Однако все указывает на то, что подготовка к ним уже началась. В частности, многие политологи связывают инициативу Законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам обеспечения национальной безопасности» именно с обеспокоенностью властей после ряда революций.
В законопроекте уже ужесточаются требования властей к международным организациям и НПО.
Кстати, весьма уместным будет добавить, что 12 мая, на встрече с представителями интеллигенции в Актобе, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев отметил, что «решающее значение в закреплении и приумножении достижений имеют, прежде всего, укрепление политической стабильности в республике и единства... И наиболее верным в этих условиях является сохранение сильной президентской власти, способной обеспечить дальнейшее продвижение страны на пути к процветанию... В нынешней ситуации поиск альтернативы такой власти был бы вреден».
Можно предположить, что на фоне андижанских событий, все идет к тому, что усиление власти продолжится.