Когда прилетит первая ласточка?
Елена Скородумова, Моя столица, 2.09.05
Животрепещущий вопрос о снятии депутатской неприкосновенности со старшего сына бывшего главы Кыргызстана Айдара Акаева стоял в повестке дня начавшейся сессии Жогорку Кенеша в числе самых первых. И вчера судьба «слуги народа», который за все время работы нового парламента не посетил ни одного заседания, должна была определиться, но...
Как известно, два уголовных дела в отношении Айдара Акаева были возбуждены Генеральной прокуратурой сразу же после падения акаевского режима, когда в стране началась тотальная война против коррупции. А. Акаеву был предъявлен целый букет обвинений - вымогательство и мошенничество, совершение финансовых операций с денежными средствами, приобретенными незаконным путем, легализация финансовых средств и иного имущества, также приобретенных незаконным путем.
И еще до начала летних каникул депутатов было очевидно, что у прокуратуры имеются достаточно веские основания для привлечения к ответственности старшенького из акаевских отпрысков, который отличался особым аппетитом. Но это было возможно только с согласия нардепов. Генеральный прокурор Азимбек Бекназаров обращался с соответствующей просьбой в парламент, однако до каникул вопрос повис в воздухе и не решился. И вот теперь генпрокурор вновь вышел с обращением к парламентариям.
Остроту моменту придавало мелькнувшее в СМИ сообщение о том, что к первому сентября, то есть к началу работы Жогорку Кенеша, в Бишкек прилетит сам Айдар Акаев. Но вчера к началу рабочего дня в стенах парламента он не объявился. Ситуацию пояснил официальный представитель Семьи Максим Максимович.
- У Айдара действительно были планы участвовать в работе нынешней сессии, но как только прошла информация о том, что он намеревается приехать в Кыргызстан, в Москву пошли телефонные звонки. Неизвестные личности и явно незаконопослушные граждане из криминальных структур начали угрожать ему самому и членам его семьи - мол, не приезжай, а то с правительством ты можешь договориться, а с нами - никогда. После чего приезд был пока отменен. Мы сейчас пытаемся предпринять ряд мер, чтобы обеспечить безопасность Айдара здесь, в стране. Если правительство республики будет не в состоянии ее обеспечить, то мы будем решать вопрос своими силами.
Максим Максимович также сообщил, что он принес обращение избирателей Кеминского района в адрес президента Кыргызстана и депутатов, которые возмущены всевозможными слухами вокруг чистого имени их избранника. Как рассказал официальный представитель, аксакалы уже готовы были ехать в Бишкек и встать живым кольцом возле здания, чтобы защищать своего депутата. В общем, электорат, отдавший свои голоса за Айдара, требует соблюдения всех законных норм.
- А что вы можете сказать по поводу прошедшей информации о том, что Айдар будто бы готов платить деньги своим коллегам за то, чтобы сохранить свой депутатский иммунитет?
- Знаете, лучше задайте этот вопрос тем депутатам, которые говорят, что он якобы платил кому-то деньги. У меня на этот счет нет никаких сведений. Информация эта появилась в газете "МСН", которая известна своей "объективностью", "точностью передачи фактов", так что все, что пишет это издание, надо делить на сорок восемь.
Почему именно на сорок восемь, а не, скажем, на сто сорок восемь, мы, конечно, уточнять не стали...
Максим Максимович считает, что все обвинения, которые формулирует Генеральная прокуратура, абсолютно необоснованны и бездоказательны.
- Я надеюсь, что депутаты дадут мне возможность выступить. Мы уже передали в Генеральную прокуратуру письменные показания Айдара Акаева и его друга Асана Ниязова, которых обвиняют в преступном сговоре. Они оба отрицают, что какой-либо сговор имел место, равно как и тот факт, что было применено насилие по отношению к кому-то. Мне известно, что когда Айдар был сыном первого президента, очень многие считали за честь пригласить его участвовать в каком-либо коммерческом предприятии. Кто-то прикрывался его именем, и если посчитать то количество родственников, что выставляли в качестве щита имя Айдара Акаева, то их число превысит количество детей лейтенанта Шмидта из известной истории. Выдвинутые обвинения построены на слухах - якобы кто-то, действуя по устному указанию Айдара, принуждал к совершению сделки. Кроме заявлений потерпевших, пытающихся сейчас вернуть деньги за имущество, за которое в свое время они уже получили большие средства, других доказательств нет.
И вердикт М. Максимовича таков: если все же будет принято решение о снятии с Айдара депутатской неприкосновенности, это будет политическое решение, а не уголовно-правовое, причем явно направленное на преследование. Как заявил официальный представитель, депутаты должны осознавать, что это будет первой ласточкой и нехорошим заделом на будущее. Вообще, убежден М. Максимович, если посмотреть на работу Генпрокуратуры, то складывается впечатление, что в основном она занимается делами трех человек - Аскара Акаева, Айдара Акаева, Адиля Тойгонбаева. Неужели в стране нет более серьезных дел?!
У самого Азимбека Бекназарова на этот счет свое мнение.
- У Максимовича такая работа. Поэтому что я могу сказать?
Действительно. Политика - это, как все знают, неустанный выбор из двух зол, и последнее слово в любом случае останется за депутатами. Но вчера пикантный пункт повестки дня не рассматривался: нардепы считают, что это слишком серьезный вопрос, поэтому сначала над ним поработает специально созданная депутатская комиссия.