Пожизненный реформатор
22 мая 2007, ia-centr.ru
Власов А.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев осуществил давно ожидаемую политическую реформу и, на несколько дней, стал главным ньюсмейкером для СМИ стран СНГ.
Страна сделала пока еще виртуальный шаг от моноцентричной президентской республики к президентско-парламентской системе, и этого оказалось достаточно для вознесения Нурсултана Назарбаева в статус «центрально-азиатского де Голля». Избыточность панегириков в российской прессе резко контрастировала с крайне негативной реакцией значительной части западных изданий.
Впрочем, уровень аналитики и даже элементарных знаний о регионе в американской прессе был низким, и это дискредитировало на корню любые рассуждения заокеанских «экспертов» о возможной недемократичности фактического введения пожизненного президентства для казахстанского лидера.
В самом деле - Нурсултан Назарбаев оказался причастен к созданию и реформированию государственной машины РК, на всех этапах существования молодого государства. Поэтому допустимо проводить условные исторические параллели с генералом де Голлем, который дважды выстраивал новую Францию практически с нулевой точки отсчета. Первый раз после краха 1940 года, второй раз из алжирского тупика. Назарбаев и де Голль - «Отцы нации» - жесткие, властные лидеры, имевшие в момент не самых популярных и социально комфортных преобразований безоговорочную поддержку большей части населения.
Звездный час Назарбаева-реформатора готовился пропагандистской машиной РК на протяжении последних двух лет и теперь нужно признать - работа исполнена на славу. Первый Президент сохраняет в своих руках весь комплекс полномочий. Движение к демократии ясно очерчено в координатах разделения власти между исполнительной властью и парламентом. Сохранено сразу несколько «белых пятен» в конституционных поправках, допускающих произвольную трактовку со стороны «Акорды» на случай непредвиденного поворота событий. Заложены пропагандистские шары, которые при необходимости могут дополнительно сработать на «демократическую» репутацию Назарбаева.
Главная «интрига дня» - как отреагирует президент на предложение парламента о введении ограничительной нормы на число президентских сроков для наследников Первого, но не для самого Нурсултана Назарбаева.
На первый взгляд это реальный шаг к введению пожизненного президентства, и, косвенно, большая мина под председательство РК в ОБСЕ, поскольку можно легко предположить, что евробюрократы подобный маневр без последствий не пропустят.
Однако господин Мадинов ничего просто так не предлагает. Значит, инициатива парламентариев уже на начальной стадии согласована с президентской командой. Тогда в чем ее глубинный смысл? Оптимистическая версия примерно такова: на самом деле Назарбаев вовсе не стремится к пожизненному президентству.
Дело в том, что Президент РК достаточно давно практикует «шахматные партии» с Мажилисом, используя парламентариев в качестве «злого следователя» перед лицом прогрессивной мировой общественности.
Напомню, что еще в 2003 году Парламент принял драконовские поправки к Закону о СМИ, но, уже через несколько месяцев, Назарбаев отклонил их как не соответствующие духу и букве закона. Время от времени казахстанский лидер зарабатывает бонусы за демократию, поправляя чрезмерно услужливый депутатский корпус, и не исключена возможность, что именно такой ход и входит в стратегический замысел окружения Нурсултана Назарбаева. Что может быть лучшим доказательством демократичности президентских намерений как не отказ от пожизненных полномочий? Прекрасный пиар-ход в копилку заветного председательского поста-2009.
Однако есть обстоятельства, которые говорят в пользу того, что Нурсултан Назарбаев будет вынужден смириться с «бессрочным реформаторством». На данный момент ему просто некому передавать рули управления страной. И нет никакой гарантии, что в ближайшем будущем ситуация вдруг изменится в лучшую сторону, даже в рамках новой системы сдержек и противовесов, когда полномочия Президента уравновешиваются другими ветвями власти.
Проблема-2012 может стать роковой для Казахстана, если в претендентах на великое будущее будет находиться нынешний «кадровый резерв»: некоторые из близких родственников Президента, «продукты» и прочие власть имущие, которые как раз в день объявления конституционной реформы устроили очередной тур сведения личных счетов.
Напомню, что Старший зять Президента РК Рахат Алиев выступил с резкими заявлениями в адрес акима Алматы Имангали Тасмагамбетова и министра внутренних дел Бауржана Мухамеджанова, обвинив их в коррупции и связях с криминалом.
Речь идет о громком скандале вокруг «Нурбанка», в число акционеров которого, входит старший зять президента.
Топ-менеджеры банка, тесно связанные, по данным ряда казахстанских СМИ, с городским акиматом были уличены в несанкционированных банковских проводках, а затем таинственно исчезли. Судя по всему, следствие активно отрабатывает версию причастности к этому исчезновению людей, близких к господину Алиеву.
Р. Алиев утверждает, что в последние дни алматинский Аким и глава МВД оказывают сильнейшее давление на него, членов его семьи и коллег, так как опасаются разоблачений.
Поскольку все эти бои «неместного значения» продолжаются (по разным поводам) уже почти десять лет, а все или почти все их участники по-прежнему вхожи в «ближний круг», то можно сделать вывод, что легче реформировать огромную страну, чем собственное окружение, которое так и не смогло усвоить простую истину - абсолютная власть - развращает абсолютно!
Именно поэтому, шансы на окончательное принятие конституционной инициативы Парламента можно расценить как пятьдесят на пятьдесят. Глубокие стратегические замыслы вступают в трудно преодолимое противоречие с реалиями политических практик, что неизбежно порождает мысль: разве «им» можно оставить страну?
Каким будет окончательный выбор Нурсултана Назарбаева предсказать достаточно сложно. Но, очевидно, что казахстанский лидер стремиться к закреплению статуса успешного реформатора. Теперь, полагаю, для будущих учебников истории.
Де Голлю, кстати, этот путь не удалось пройти до конца. Майские события 68 года показали, что французский лидер не смог понять до конца мотивы действий «нового поколения», с его анархизмом, ЛСД и бунтом богатых молодых людей против устоев «общества потребления».
У первого Президента РК задача не менее сложная: «преодолеть» собственное окружение. Вопрос в том: хватит ли для выполнения этой цели пожизненного срока?