Сокровища мертвого моря
12 июля 2007 15:07, iamik.ru
Казахстан прекращает нефтеразведочные работы на Аральском море. Похоже, несмотря на прогнозы, озвученные ранее Министерством энергетики и премьер-министром, нефти на этой территории нет. По крайней мере, в тех объемах, которые бы заинтересовали Казахстан и его партнеров по нефтебизнесу. Между тем Узбекистан, напротив, делает ставку именно на аральскую нефть.
В 2001 году Касым-Жомарт Токаев, будучи премьер-министром Казахстана, озвучил информацию о том, что на Арале есть нефть и ее запасы значительны. По его словам, потенциальные запасы Аральского бассейна могут составлять до 2 миллиардов тонн, уже разведанные составляют 50 миллионов тонн нефти и 19 миллиардов кубометров газа.
Два миллиарда баррелей в тот момент г-н Токаев оценил в 130 миллиардов в долларовом эквиваленте. Что, конечно, произвело впечатление и вызвало ряд откликов в мировых СМИ: мол, Казахстан начинает нефтяное освоение Арала. Но потом все затихло. Разведочные работы на Арале велись и в советские годы. Однако потенциальные запасы этого региона тогда посчитали недостаточно значимыми. Видимо, Казахстан пришел к такому же выводу.
Сейчас в нашей стране - эпоха освоения шельфа Каспия, все внимание приковано к большому озеру. Активная разведка идет и на суше: китайские компании в Актюбинском регионе, "Разведка Добыча «КазМунайГаз», «ПетроКазахстан» - все они ищут и находят нефть. Хотя крупные, сенсационные открытия за годы независимости нашей страны встречались только на море.
Видимо, именно тот факт, что у Казахстана есть другие перспективные территории, и стал решающим в сворачивании работ на Арале. А вовсе не уверенность в отсутствии нефти.
Официальная версия, озвученная оператором проекта - компанией «КазМунайТенгиз», звучит так: "В связи с отрицательным результатом бурения второй скважины руководство АО «НК "КазМунайГаз" приняло решение о прекращении работ по проекту». Всего-то вторая пустая скважина. А как же статистика о том, что только каждая пятая пробуренная скважина дает приток нефти, что две пустые скважины отнюдь не свидетельствуют об отсутствии нефти? Наверное, просто не хочется богатому на нефть Казахстану с не очень-то перспективным по запасам регионом возиться.
В 2004 году были изучены предварительные результаты исследований: выделены семь перспективных структур с общими запасами 102,4 миллиона тонн условного топлива. Причем из этих 102 миллионов большая часть предположительно приходится на газ. Даже если бы эти прогнозы подтвердились, в сравнении с Каспийскими блоками это совсем немного.
Между тем Узбекистан развернул на Арале бурную деятельность. Там создан международный консорциум, в который входит «Узбекнефтегаз», а также такие гиганты нефтегазового бизнеса, как «ЛУКОЙЛ», корейская KNOC, малазийская Petronas и китайская CNPC. Серьезные игроки, в общем.
Примечательно, что пришли они не после разведки, а до нее. Значит, верят в перспективность проекта. В этом году планируется начать сейсморазведку на Южном Арале. Это первый этап, который продлится 2-3 года, в течение этого времени в разведку будет инвестировано 80 миллионов долларов. Далее последует бурение (200 миллионов). На третьем этапе будет вестись подготовка к разработке и последующая эксплуатация месторождений.
По данным «Узбекнефтегаза», в пределах акватории Аральского моря возможно наличие более 30 аномалий, отождествляемых с нефтегазоперспективными объектами.
Это напоминает ситуацию с казахстанскими гигантскими месторождениями. О серьезных запасах близ Каспия было известно еще в советское время. Однако у СССР были более интересные и менее трудоемкие проекты, поэтому даже Тенгиз ценили в СССР не за нефть, а за серу! Сегодня же у Казахстана 4 уникальных по своей сложности (и впечатляющих по запасам) проекта: Карачаганак, Тенгиз, Кашаган, Узень. Что не только привело Казахстан в клуб известных в мире нефтеэкспортеров, но и стимулировало развитие нефтегазовой науки.
По словам Олега Герштанского, генерального директора НИПИнефтегаза, казахстанская наука сейчас во многом опережает российскую именно благодаря сложности этих четырех месторождений, которые дали уникальный опыт. К примеру, нигде в мире не закачивают газ в пласт под таким высоким давлением, как в Казахстане.
Вполне возможно, в будущем аналогичная ситуация будет и с Аралом. Избалованный своими запасами и серьезными проектами Казахстан отказался сейчас от дальнейшего изучения Аральского моря. А Узбекистану, возможно, он принесет хорошую прибыль, обеспечит приток иностранных инвестиций и развитие науки. Недаром ведь Южным Аралом заинтересовались компании с мировым именем.
Амина Джалилова
«Новое поколение»