Без орденов для президента
12 июля 2007, Интернет-журнал "Оазис", ? 13 (57) Июль 2007
Какабай Муратбердыев (Ашхабад)
Правление второго президента Туркменистана все более походит на блицкриг. Еще бы, за неполные шесть месяцев в его активе поездки в Саудовскую Аравию, Россию, Казахстан, Иран, близится его визит в Китай, не считая проведенных приемов в Туркменистане президентов России и Казахстана и визитов огромного числа иностранных чиновников помельче. Из всего числа только визит в Саудовскую Аравию носил ритуальный характер - для сакрализации собственной власти новому президенту позарез было необходимо совершить малый хадж в своем новом качестве.
Но все остальные визиты и приемы носили и будут носить в обозримом будущем ярко выраженную газовую окраску. Практически все визитеры и визави нового туркменского президента старались так или иначе поглубже заглянуть в его глаза с надеждой узнать, сколько же в Туркменистане газа и куда этот газ направит новый хозяин страны. Но новый хозяин пообещал соблюдать старые контракты, а на предложения о новых все твердил: «...давайте посмотрим, ваше предложение весьма интересно, но надо подумать...». А гости, как сваты к капризной невесте все продолжают прибывать. И тут нового президента прорвало. В один день он подписал декларацию о строительстве новой ветки Прикаспийского газопровода и тут же заявил о приверженности «многовариантности» маршрутов новых газопроводов - хоть в Китай, хоть в Индию с Пакистаном. Но самое интересное то, что этим он таки сумел наступить своему гостю, президенту России на больную мозоль, сказав, что конкурирующий с российской монополией, проект Транскаспийского газопровода с продолжением в Европу «не снят с повестки дня». Ну, чем не капризная невеста, набивающая себе цену!
При этом основным принципом «поставок» газа за границу был и остается «приходи и бери». То есть весь газ продается на границе, а все основные риски транзита несет на себе покупатель газа, будь он в соседней стране или за тридевять земель. Понятно, что покупателю приходится договариваться и с самими транзитными государствами. Кто-то смог договориться с покойным Сапармурадом Ниязовым, а вот Украина - нет, весь газ купил российский монстр в лице «Газпрома», заявив, что для газа в сторону Украины в его трубе просто нет места. Но оставим фарисеев из «Газпрома», вернемся к туркменским.
Понятно, что руководителю страны намного легче заниматься торговлей того, к рождению или производству чего сам лично не имеешь отношения. Газ был в туркменской земле еще до того, как она стала туркменской, вся разведка месторождений и вся инфраструктура по добыче и транспортировке газа были созданы во времена СССР. Но от причастности к этому, власти Туркменистана просто распирает. Да так, что вести с ними разумный разговор просто не получается. Так, до сих пор не обнародованы данные аудита запасов газовых месторождений Туркменистана, хотя аудит был завершен более 3-х лет назад. Ниязов преднамеренно скрывал всю документацию, что позволяло ему ловко лавировать между интересами реальных и потенциальных покупателей, говоря, что «...газа много и газа хватит всем». Эта спекулятивная политика связывала руки многим, туркменский газ входил и входит в российский баланс поставок в Европу еще со времен СССР и «Газпром» был вынужден согласиться с двукратным повышением цен на туркменский газ в 2005 году, так как добывать свой в России все равно дороже. Да и уходить с туркменского рынка опасно, а вдруг газа и на самом деле, «много»? Примерно так же держались за туркменские рассказы о запасах газа и инвесторы так и несостоявшегося Трансафганского газопровода. Теперь на ту же утку попадаются и европейские бюрократы, наметившие слить воедино газопровод NABUCO с трубопроводами Баку-Тбилиси-Эрзурум и Транскаспийским, совокупная цена строительства которых составит около $20 млрд. А вот планируемая пропускная способность этого газопровода всего 30 млрд. куб.м. в год. Учитывая, что в западном направлении и по тому же трубопроводу будет прокачивать газ и Азербайджан, то доля и, соответственно, доходы Туркменистана становятся все газообразнее. Да и где найти инвестора для строительства глубоководной трубы, срок окупаемости которой отсрочен на неопределенное время?
Конечно, среди настойчивых покупателей туркменского газа значится еще и Китай, который мелкими шажками лоббирует интересы газопровода Туркменистан-Китай перед властями стран-транзитеров - Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана. Да так удачно, что уже кыргызские власти двумя руками «за», да и узбекские специалисты наезжают в Ашхабад для зондирования будущих договоренностей по транзиту, но пока кроме «многовариантности» линий на карте от Туркменистана в сторону Китая дело не продвинулось.
Безусловно, остается еще безумная идея по прокладке Трансафганского газопровода, но будет ли в состоянии платить за газ нищий и воюющий Афганистан? И решат ли проблемы взаимной неприязни Пакистан и Индия?
А теперь подсчитаем совокупность планируемых поставок газа. Оказывается, заявлено не так и много. Прикаспийский газпровод - 30 млрд. куб., газопровод в Китай - тоже 30, и в Афгано-Пакистано-Индию тоже 30, Транскаспийский заявлен тоже на 30, но прокачать в Европу получится, сколько позволит Азербайджан, плюс небольшие объемы поставок в Иран. Итого порядка 120-130 млрд. куб. м. в год. Эти цифры сопоставимы с поставками за пределы Туркменистана конца 80-х годов прошлого века - от 80 до 100 миллиардов.
И тут еще немаловажная деталь. Россия к 2010-2011 годам переходит к формированию внутреннего ценообразования на газ на основе общеевропейского подхода. И цены на газ будут максимально приближены к европейским за вычетом расходов транспортировки до конкретных потребителей. Буквально: можно продавать большую часть газа России по цене, близкой к европейской или ввязываться в авантюру строительства Транскаспийского газопровода и далее в Европу и продавать газ в Европе по тем же европейским ценам. Безусловно, существует опасность попасть в зависимость от «Газпрома». Но и тут есть свои плюсы: вся существующая и планируемая транспортная инфраструктура «Газпрома» по поставкам газа в Европу имеет гарантированных инвесторов, а на все остальные проекты их еще потребуется найти. И чем зависимость от «Газпрома» хуже зависимости от возможных эксцессов в неспокойных районах Кавказа, да и в самой Турции?
Столь лелеемая «многовариантность» поставок газа на мировые рынки должна быть реалистична. А сейчас она похожа на двурушничество туркменских властей, на слабо режиссированный PR для внешнего и внутреннего потребления. С пожатием руки одному визави, Бердымухамедов, говорит: «Я не доверяю Вам, господин Путин (Алиев, Карзай, Назарбаев, Каримов и проч.)». Поэтому буду продавать газ в разные стороны. Ну а то, что большинство продаж так и не случится, все более напоминает сказку про Насреддина, шаха и ишака. И туркменским властям и дела нет, что престиж государства падает при этом «ниже плинтуса». При существующих поставках и росте цен на газ, доходов от его продажи вполне хватит для обеспечения стабильного роста экономики и уровня жизни. Но для этого необходимо отказаться от строительства циклопических башен, рытья озера в пустыне и орденов на китель президенту. Ну а разведанный газ лучше оставить следующим поколениям. Пригодится.