Персидские мотивы Азербайджана
7 сентября 2007г. ? 34 (762), Деловая Неделя, Казахстан
Юрий СИГОВ, Вашингтон
Баку решил укреплять свои связи и с Ираном, и с Таджикистаном
После нескольких визитов высокопоставленных чиновников госдепартамента США и министерства энергетики в Баку руководство Азербайджана почти сразу же активизировало свои контакты как со своим ближайшим географическим соседом - Ираном, так и страной, которая во всей Центральной Азии единственная, не принадлежит «тюркскому измерению», - Таджикистаном. И если отношения с Ираном для Баку будут еще на протяжении долгого времени крайне щепетильными и чрезвычайно непростыми (хотя бы потому, что там живет больше азербайджанцев, чем в самом Азербайджане), то в сотрудничестве с Таджикистаном у Азербайджана появляются очень даже неплохие перспективы.
Нельзя забывать, что Махмуд Ахмадинежад только президент Ирана, а главой этого государства является духовный лидер, коим после смерти имама Хомейни является аятолла Хаменеи, азербайджанец по национальности
«Душанбе сам просит у Баку помощи»
Как известно, таджикская дипломатия за последний год предприняла сразу несколько усилий по укреплению международного престижа своей страны. Президент страны Эмомали Рахмон ездил и в Персидский залив, и в Китай, и в Турцию в поисках как финансовой помощи, так и новых рынков для таджикских традиционных товаров. Посетил он и несколько республик СНГ, причем, определив для себя главным партнером в Центральной Азии Казахстан, он решил привлечь внимание к своей стране и руководства Азербайджана.
Налаживая ось Душанбе - Баку, таджикский президент решил присоединиться к намечаемому торговому проекту под названием «Европа-Китай», на пути осуществления которого как раз и лежат страны Центрально-Азиатского региона.
Посетив Баку с официальным визитом, Эмомали Рахмон просил у своего коллеги Ильхама Алиева две вещи - как можно больше инвестиций в таджикские проекты, а также выразил желание поучаствовать в строительстве железной дороги по маршруту Баку-Ахалкалаки (Грузия) -Карс (Турция). Планируется, что именно по этому пути в Европу могут пойти китайские товары, и Таджикистан решил, что к этому самому пути через Азербайджан давно пора подключаться.
Надо сказать, что азербайджанский президент в последнее время активно пытается превратить свою страну не только в поставщика энергоресурсов на мировые рынки, но и в важную транзитную транспортную магистраль - прежде всего для стран Центральной Азии - с тем, чтобы нефть, газ и другие товары из Казахстана, Туркменистана, Таджикистана шли в Европу именно через азербайджанскую территорию.
Поскольку с идеей соединить Баку и Карс железной дорогой выступил именно Ильхам Алиев, теперь он пытается вовлечь в этот «транзитный проект» и страны Центральной Азии - в том числе Таджикистан. Сначала на подобную тему азербайджанский президент говорил со своим таджикским коллегой во время посещения Душанбе в марте сего года, а потом уже Эмомали Рахмон нанес ответный визит в Баку.
Со своей стороны таджикский президент регулярно посещает в этом году именно те страны, которые от экспорта нефти имеют приличные свободные средства и в потенциале могли бы их инвестировать в экономику Таджикистана. Азербайджану же Таджикистан нужен в основном как рынок сбыта собственной продукции, особенно с учетом того, что огромное количество таджиков работает сегодня в России и переводит на родину своим близким достаточно существенные суммы денег.
Пытается Азербайджан задействовать Таджикистан и в качестве сторонника скорейшего решения Карабахского конфликта на стороне Баку. В рамках СНГ Азербайджан стремится в этом году сформировать некий консенсус относительно осуждения Армении и требования немедленно вывести войска этой республики с оккупированных азербайджанских земель.
Одно дело, когда об этом говорит неустанно только сам Ильхам Алиев, и другое - когда большая часть стран СНГ «надавит» на Армению и потребует у нее выполнить решения ОБСЕ и Минской группы.
Таджикистан же в свою очередь вполне готов подсобить Баку в политике, если азербайджанцы реально станут инвестировать в проекты на территории горной страны на Памире. К тому же Эмомали Рахмон очень надеется на то, что Азербайджан станет больше внимания уделять именно этой республике, имеющей не тюркские, а персидские корни. Не случайно поэтому, что Таджикистан уже предложил Азербайджану обмениваться не только делегациями высокопоставленных чиновников и президентов, но и деятелей культуры и искусства.
Иран может поддержать Баку по вопросу Нагорного Карабаха, если Азербайджан не пустит к себе американские военные базы
Активизировались в последнее время и отношения Азербайджана с другой персоязычной страной - Ираном. Исторически так сложилось, что отношения между Баку и Тегераном всегда были весьма напряженными, но в то же время относительно политкорректными. Напомню, что в 1828 году по Туркманчайскому миру, который был заключен между Россией и Персией, Азербайджан фактически был разделен на две части по реке Аракс. На одной стороне остались азербайджанцы, оказавшиеся в составе Российской империи, а весь Южный (и как бы основной) Азербайджан со столицей в Тебризе отошел к Ирану.
Уже в годы Второй мировой войны существовал реальный шанс объединить Азербайджан в единое государство. Когда в северные районы Ирана вошли советские войска, а англичане заняли Южный Иран, то тогда же на территории Южного Азербайджана была создана партия, провозгласившая независимость Азербайджана и объединения его со своими братьями по ту сторону Аракса.
Однако как только бои в Берлине закончились, Сталин решил разменять возможность объединения Азербайджана на «карт-бланш» в Восточной Европе, а как только советские войска покинули в 1946 году Северный Иран, туда сразу же вошли персидские войска и немедленно подавили какие-либо попытки объединения двух Азербайджанов - советского и иранского.
С тех пор Иран очень болезненно следил за тем, что происходит в Азербайджане, и если ситуация там нормализуется и страна эта становится более сильной, это Тегерану крайне не нравится. Однако сейчас, когда Иран реально может стать следующей мишенью американцев из-за осуществления Тегераном собственной ядерной программы, и иранское руководство крайне заинтересовано в тесных связях с Баку и руководством Азербайджана. Именно этим был вызван первый официальный визит иранского президента Махмуда Ахмадинежада в Баку. Он не просто провел там переговоры один на один со своим азербайджанским коллегой Ильхамом Алиевым, но и подписал сразу несколько важных для двух стран документов.
Так, стороны договорились открыть прямой автобусный маршрут Баку-Нахичевань-Баку. Как известно, Нахичеванская автономия отрезана с 1992 года полностью от основной части Азербайджана после того, как Армения оккупировала так называемый Лачинский коридор. Таким образом, попасть из Баку в Нахичевань можно либо самолетом (9 рейсов в день на самолете ТУ-154, все рейсы забиты под завязку), либо на машине через Астару, и потом по иранской территории до Нахичевани придется ехать еще восемь часов.
Теперь же автобус, выезжающий из Баку, сможет напрямую через иранскую территорию добраться в Нахичевань, то есть восстанавливается тем самым прямое сухопутное сообщение между столицей Азербайджана и Нахичеванью. Помимо этого будет построен мост через реку Аракс для автомобильного сообщения между иранской Джульфой и городом Джульфа на азербайдажнской стороне на территории Нахичеванской автономии. Иран также подтвердил свое желание участвовать в проектировании и строительстве ГЭС на участке границы Ордубад (Нахичеванская автономия) до Маразанда (Иран).
Показательно и то, что оба президента после своих встреч в Баку убеждали журналистов в том, что Иран и Азербайджан нынче - чуть ли не самые тесные коллеги и даже друзья. Помимо этого они также заверили всех, что никаких разногласий между Тегераном и Баку нет и не предвидится.
В то же время оба президента, говоря о двусторонних отношениях как о братских, явно покривили душой. Ведь президент Азербайджана - один из самых надежных партнеров Соединенных Штатов в регионе Каспия, а американцы на полном серьезе рассчитывают именно на Азербайджан и его территорию в случае возникновения военного конфликта с Ираном. Более того - Баку уже неоднократно получал предложения от Соединенных Штатов об использовании (пока только возможном) территории Азербайджана в случае необходимости размещения передовых частей армии США в ходе конфликта с Ираном, и даже размещение на азербайджанской земле американских военных баз.
Также уместно вспомнить, что Иран достаточно долго не решался пойти на прямой контакт с Азербайджаном по причине наличия на собственнной территории свыше 30 миллионов азербайджанцев (при общем населении Ирана в 80 миллионов человек), да к тому же и сам Азербайджан откровенно побаивался идти на открытое улучшение своих отношений с Тегераном в то время, как Соединенные Штаты активно содействовали Баку в прокладке новых нефте- и газопроводов под Каспием далее на Грузию, Турцию и европейские рынки.
Теперь же Иран решил, что Азербайджан, как и Казахстан, проводит исключительно многовекторную политику, а посему отношения между Баку и Тегераном по определению должны улучшиться.
Но если Ирану главное, чтобы с азербайджанской территории по нему не нанесли удар американцы, то у Баку - своя повестка дня: решение карабахского конфликта. И здесь влияние Ирана, как это ни покажется странным, может оказаться куда даже весомее, чем роль в этой ситуации России или тех же США. Ведь сегодня во многом именно благодаря поддержке Ирана (прежде всего - экономической, транспортной и энергетической) Ереван в состоянии хоть как-то сводить концы с концами.
Если же Иран перекроет «кислород» Армении и прекратит поставлять туда товары, природный газ и нефтепродукты, то в экономике этой республики наступит просто полный коллапс. Есть также мнение, что Армения без поддержки Ирана просто немедленно капитулирует по всем политическим вопросам в отношениях с Азербайджаном, несмотря даже на военную поддержку России.
Поэтому для Азербайджана сейчас первоочередной задачей является помощь Ирана в хотя бы частичном прекращении экономической поддержки Еревана, а также помощи Азербайджану на международном уровне в деле проведения скорейшей встречи по решению длящегося уже 13 лет карабахского конфликта.
Как отметил сам президент Азербайджана Ильхам Алиев, если Иран и дальше будет укреплять дружбу и сотрудничество с братским Азербайджаном, то Баку и Тегеран могут вполне выступить как союзники в деле решения карабахского конфликта и реально способствовать освобождению оккупированных в 1992-1994 годах Арменией азербайджанских земель.
Как будут в этом плане развиваться события, покажет уже самое ближайшее будущее. Пока же Иран вроде бы готов помогать Баку в решении региональных проблем. Но не стоит забывать, что Махмуд Ахмадинежад - только внешне выглядит как политический простачок и человек, который вроде бы со всеми и везде соглашается. На самом же деле Иран проводит в регионе Закавказья очень тонкую и весьма меркантильную политику. А направлена она прежде всего на укрепление позиций самого Ирана в Закавказье, нежели на решение проблем, которые волнуют тот же Азербайджан и его соседей.
И если руководство Азербайджана действительно надеется, что «персидская карта» может быть им умело разыграна для проталкивания собственных интересов, то ему неплохо бы было бы почитать учебники истории, в которых Персия и ее «близкие родственники» всегда умели проводить свою политику так, что в итоге именно Тегеран оставался в выигрыше, а его соседи далеко не всегда получали от Ирана то, на что они первоначально рассчитывали.