CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

liter.kz

Пакистанский аршин

8 сентября 2007

Пакистанский аршин

08.09.2007, Liter.KZ

Замир КАРАЖАНОВ, Алматы

«Вольные племена» подложили политическую мину под Мушаррафа

По мере приближения президентских выборов в Пакистане политическая атмосфера в стране становится взрывоопасной. На это указывает серия последних событий в стране, которые венчает террористический акт.

Власти Пакистана продолжают подводить малоутешительные итоги последнего террористического акта. Прогремевшие в городе Равалпинди взрывы унесли жизни не менее 22 человек, и еще несколько десятков граждан оказались на больничной койке с ранениями разной степени тяжести. Во вторник неизвестная группа людей привела в действие сразу два смертоносных заряда. По сообщению официальных властей, первый взрыв произошел на одной из оживленных торговых площадей населенного пункта, являющегося агломератом расположенной поблизости столицы страны - Исламабада. Вторая бомба разорвалась в маршрутном автобусе. Как сообщают информационные агентства, в общественном транспорте наряду с простыми пакистанцами могли находиться сотрудники Пакистанской комиссии по атомной энергии. Официальные представители власти уже дали свою однозначную оценку произошедшим событиям. Делая заявление перед собравшимися журналистами, руководитель армейской пресс-службы генерал-майор Вахид Аршад заявил: «Эти взрывы, несомненно, террористические атаки. Все погибшие - граждане Пакистана». Таким образом, власти страны без лишних комплексов сопоставили 11 сентября со своим «черным вторником».

Как полагает большинство экспертов, за «двойным» террористическим актом в Пакистане прослеживается четкий политический вектор. В сентябре должны состояться президентские выборы, которые, собственно, и накаляют политическую атмосферу в Пакистане. В частности, в последнее время здесь отмечается повышенная активность общественных, религиозных и политических лидеров и группировок. Ранее президенту страны Первезу Мушаррафу уже довелось столкнуться с серьезной проблемой, которая получила широкий резонанс в международном сообществе и в странах исламского мира. В июле исламские экстремисты захватили заложников в Красной мечети, для освобождения которых пакистанским военным пришлось применить силу. В итоге погибло не только свыше 100 человек, но была наглядно продемонстрирована политическая нестабильность и угроза светскому режиму со стороны исламских радикалов. Но когда мечеть была освобождена, в Пакистане прокатились многолюдные антиправительственные волнения. Ситуация едва не закончилась введением чрезвычайного режима, который грозил сорвать президентские выборы и бросить тень сомнения на генеральский мундир Мушаррафа.

Таким образом, набирающая темп президентская кампания в Пакистане обещает стать самым суровым экзаменом на демократию в истории этого государства. Об этом говорит активизация оппонентов действующего президента. В 1999 году в ходе осуществленного Мушаррафом государственного переворота многие из них утратили собственный вес влияния в политическом истеблишменте страны. Отсутствие сильной оппозиции создало благоприятные условия для президента, прежде всего, сделало верхушку пакистанского общества более монолитной и сплоченной. А потому «золотая пауза», возникшая в политической жизни страны, позволила Мушаррафу осуществить ряд оздоровительных реформ в Пакистане и поднять инвестиционную привлекательность Исламабада. Но после бурных событий, имевших место в текущем году, рейтинг доверия президенту существенно снизился. В результате его политическое положение пошатнулось не только среди основной массы населения, но и внутри политического истеблишмента.

«Ахиллесовой пятой» пакистанского президента оказался Южный Вазиристан, больше известный как «Зона племен». Это небольшая территория, пролегающая вдоль афганско-пакистанской границы, которую правительственные войска не контролируют. Правительство страны предпочитает не вмешиваться во внутреннюю жизнь «вольных племен», поскольку опасается спровоцировать недовольство в этой части Пакистана. А потому официальные власти довольствовались честным словом старейшин. Однако природа не терпит пустоты. В итоге освободившуюся площадку обжили боевики афганского движения «Талибан», их собратья по оружию из Исламского движения Туркестана (ИДТ), а также религиозные экстремисты. Подобный взрывоопасный коктейль стал не только источником эскалации насилия в Равалпинди и захвата заложников Красной мечети, но спровоцировал дипломатические коллизии с соседними странами. В конце прошлого года из-за ситуации в «Зоне племен» резко ухудшились отношения между Пакистаном и Афганистаном. Кабул обвинил Исламабад в создании «тепличных условий» для боевиков движения «Талибан», которые используют Южный Вазиристан для диверсионных вылазок на мирные города. Пакистанский лидер предпочел подобные обвинения проигнорировать, но, как оказалось, напрасно.

Слабые позиции Мушаррафа почувствовали экс премьер-министр Беназир Бхутто и бывший глава правительства Наваз Шариф, которые после государственного переворота покинули страну, а сегодня спешат вернуться на родину. По сообщению британской «Дейли телеграф», представители пакистанского генерала уже ведут переговоры с Бхутто. Главные дискуссии разворачиваются вокруг условий, на которых она вернется в Пакистан и поддержит на президентских выборах Мушаррафа. По ее словам: «Соглашение пока не достигнуто, но мы уже очень близки к нему». Другой бывший премьер-министр - Наваз Шариф - и вовсе занимает категоричную позицию. «Мушарраф не должен выдвигать свою кандидатуру на президентских выборах, причем не важно, снимет он военную форму или нет. Он потерял доверие людей, и народ Пакистана хочет, чтобы он ушел», - говорит политик. Шариф не собирается вести с окружением президента сепаратных переговоров. Более того, находящийся в данный момент в Саудовской Аравии политик намерен 10 сентября появиться на центральной площади пакистанского города Лахор среди своих сторонников. После чего следует ожидать «триумфального марша на Исламабад».

Кроме исламских экстремистов, боевые действия в Пакистане обещают развернуть сразу несколько потенциальных президентов Соединенных Штатов. Первым о таких планах объявил темнокожий кандидат от демократической партии США Барак Обама, а чуть позже воинственную идею поддержал республиканский претендент на пост главы Белого дома Рудольфо Джулиани. Как отметил бывший мэр Нью-Йорка: «Я бы решился на проведение такой операции, если это будет единственной возможностью сокрушить «Аль-Кайеду» и «Талибан», а также поймать Бен Ладена». В итоге официальный Исламабад устами премьер-министра Шауката Азиза был вынужден заявить: «Пакистан - суверенное государство, и он никому не позволит направлять войска на его территорию». Тем не менее озвученная в США идея быстро нашла своих сторонников. В августе главный идеолог консервативной Америки - Збигнев Бжезинский фактически поддержал Обаму, назвав его политиком, хорошо разбирающимся в ситуации в мире. Отметим, что внешнеполитический курс администрации Буша-младшего вызывает самые критические отзывы в свой адрес. А потому Бжезинский составил темнокожему кандидату лестное резюме на занятие вакантной должности главы Белого дома в 2008 году.

Нельзя не отметить, что американские политики с тревогой наблюдают за развитием ситуации в Пакистане. 10 сентября в Исламабад должен прибыть первый заместитель госсекретаря США Джон Негропонте, который проведет серию консультаций с пакистанскими политиками. Не исключено, что предметом предстоящих дискуссий может стать предстоящее «мирное возвращение» в страну бывших глав правительств - Наваза Шарифа и Беназир Бхутто. Для американской администрации крайне важно, чтобы их появление в Пакистане не раскололо окончательно политический истеблишмент страны на непримиримые лагери. И желательно, чтобы стороны согласились и дальше поддерживать антитеррористическую кампанию США в регионе.

liter.kz

Предыдущая статья«Протон» чуть не задел президента
Следующая статьяРезультаты анализов проб с места падения "Протона" будут озвучены во вторник - комиссия