С.Бекиров: Евразийская антанта? "Каспийская пятерка" не допустит стороннего вмешательства
23:19 26.10.2007, ЦентрАзия
Визит президента России в Иран, а также проведение в Тегеране второго саммита прикаспийских государств знаменуют собой важный шаг в направлении создания нового геополитического оборонительного союза.
Можно сказать, что проблема раздела богатого углеводородами каспийского шельфа, на протяжении долгих лет являвшаяся (не без помощи Вашингтона) "яблоком раздора" для стран региона, отныне стала важным объединяющим фактором. В Тегеране фактически была озвучена "смена парадигмы": вместо споров "экономических субъектов" - оборонительная коалиция группы соседствующих государств, обеспокоенных общей угрозой внешнего (читай - американского) военного вмешательства. Долгие и упорные угрозы военной операции США против Ирана сделали свое дело: северные соседи исламской республики, движимые инстинктом самосохранения, согласились с принципиальной позицией России о недопустимости применения силы в регионе.
Соединенные Штаты приложили максимум усилий для того, чтобы превратить Туркменистан, Казахстан и, особенно, Азербайджан, в сферу своего влияния и плацдарм для вероятных военных действий против Ирана. Впрочем, шансы Вашингтона на успех в этом направлении напрямую зависели от того, устранится или нет Россия от новой "большой игры". Теперь уже с определенностью можно говорить о том, что желаемого США "самоустранения" России не будет. Подписание в Тегеране пятью прикаспийскими странами соглашения о недопустимости применения военной силы в регионе в переводе с дипломатического языка означает одно: обладающая ядерным потенциалом Россия намерена застраховать Иран (равно как и другие страны региона) от возможных военных действий со стороны Соединенных Штатов.
Предоставление "великой державой" гарантий безопасности в отношении более слабого государства стало важнейшим инструментом европейской политики в новое и новейшее время, послужив также основой для создания целого ряда систем "коллективной безопасности". После распада Организации Варшавского договора и СССР единственной организацией подобного рода на постсоветском пространстве стала ОДКБ. Впрочем, в основе этой организации лежало стремление Казахстана, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана получить от России гарантии геополитической безопасности перед лицом отнюдь не Соединенных Штатов, а куда как более близкого Китая. После 2001 года и появления в Среднеазиатском регионе американских военных баз казалось, что США и дальше будут укреплять здесь свои позиции под предлогом сдерживания афганских талибов и противостояния Ирану. Ни ОДКБ (с ее четким постсоветским оттенком), ни ШОС (являющаяся плодом ограниченного компромиссного баланса интересов между Москвой и Пекином) не могли служить основой для надежной системы региональной безопасности в Прикаспии. По той простой причине, что ни одна из вышеупомянутых организаций не предусматривала участия Ирана.
Отношения между Москвой и Тегераном, пожалуй, не менее сложны, чем между Москвой и Пекином. Однако при любом раскладе сил Россия заинтересована в стабильности на обширной и густонаселенной территории Ирана. Еще в большей мере сказанное относится к ближайшим соседям исламской республики. И если бы США удалось не то чтобы сокрушить, а хотя бы расшатать и дестабилизировать иранский режим тем или иным способом, последствия для Азербайджана и Туркменистана (как минимум) могли бы стать катастрофическими. Главная интрига и главный вопрос до последнего времени заключались в том, решится или нет Россия открыто заявить о себе как о той силе, которая твердо намерена не допустить подобного сценария. Судя по тону подписанного в Тегеране соглашения "Каспийской пятерки", это произошло.
Вопрос о том, превратится или нет "Каспийская пятерка" в Евразийскую антанту - то есть в полноправный военно-политический оборонительный союз, - остается открытым. Важно то, что этот вопрос уже поставлен, и не кем-нибудь, а именно Москвой. Россия подала ясный и недвусмысленный сигнал о появлении новой геополитической реальности, не считаться с которой Запад уже не может. Разумеется, борьба за сферы влияния, энергетические и транспортные коридоры в Прикаспии будет продолжена. Но при этом сформулирован контент обеспечения региональной безопасности прикаспийских стран при участии России и без участия США. Он стал не чем иным, как альтернативой антииранской коалиции, которая, по замыслу Вашингтона, была бы призвана стать базой для продвижения американских интересов по линии Грузия - Азербайджан - Туркменистан - Казахстан. Теперь следует ожидать реакции США и американских стратегических союзников на "тегеранский ход" Москвы, который, похоже, их немало озадачил. Вероятно, именно в целях прояснения ситуации премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт спешно вылетел в Москву 18 октября для встречи с президентом России. Договоренность о визите была достигнута по инициативе израильского премьера.
Сергей Бекиров ? 41 (19.10 - 25.10.2007)
Источник - Московские новости
Постоянный адрес статьи -