Каримов стал почетным аксакалом туркменского народа
27.10.2007, Деловая Неделя, Казахстан, 25 октября 2007г. ? 41 (769)
Андрей САИДОВ, Ташкент
Президент Узбекистана Ислам Каримов 18-19 октября совершил визит в Ашхабад для встречи в формате тет-а-тет с президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым, по итогам которой лидеры соседних стран подписали Договор о дальнейшем укреплении дружественных отношений, Договор об экономическом сотрудничестве на 2008-2012 годы и совместное коммюнике. Официальные источники в Ташкенте оценивают результаты поездки Каримова как весьма плодотворные, открывающие перспективы для дальнейшего развития двухсторонних отношений на основе общих экономических и внешнеполитических интересов. При этом от внимания наблюдателей не ускользнуло, что основной темой встречи двух президентов, по всей очевидности, было обсуждение планов строительства новых газопроводов, от реализации которых, по мнению экспертов, будут во многом зависеть реальные взаимоотношения Узбекистана и Туркменистана друг с другом и с ближайшими соседями по региону.
В недавнем прошлом отношения соседних государств, имеющих общую границу протяженностью около двух тысяч километров, складывались не всегда гладко. Узбекистан и Туркменистан установили дипломатические отношения в 1993 году, и в 1996 году заключили Договор о вечной дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, впоследствии дополненный еще сотней двусторонних соглашений, которых, однако, оказалось недостаточно для окончательного урегулирования всех спорных вопросов. В 2002 году подспудные разногласия между политическими режимами едва не вылились в прямой конфликт, когда Ашхабад обвинил власти Узбекистана в причастности к организации покушения на Сапармурата Ниязова и даже в одностороннем порядке выслал узбекского посла. Однако Каримов не пошел на обострение и в 2004 году пригласил, ныне покойного, Туркменбаши на дружескую встречу, которая тогда состоялась не в Ташкенте, а в Бухаре. При этом был заключен новый Договор об укреплении доверия и развитии сотрудничества, и официальная узбекская пресса стала много писать об общих исторических судьбах соседних народов, умалчивая, как и прежде, о никуда не девшихся приграничных проблемах, связанных с эксплуатацией водных ресурсов Амударьи, положением национальных диаспор, торговлей и перемещением граждан.
В 2006 году товарооборот между двумя странами составил всего $41,4 млн., а позицию Каримова по отношению к новому лидеру Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедову и его правительству многие эксперты оценивали как осторожную, сдержанную и выжидательную. Тем более что ввод в строй осенью 2007 года новой железнодорожной ветки Ташгузар-Байсун-Кумкурган освободил экономику Узбекистана от необходимости впредь осуществлять дорогостоящий - $60 млн. в год - транзит грузов и пассажиров из центральных регионов на юг через территорию Туркменистана.
Между тем в последнее время мало кто сомневался, что в отношениях между Ташкентом и Ашхабадом вскоре будет сделан очередной шаг, поскольку развитие масштабных региональных проектов в топливно-энергетической сфере связало их общими прагматическими интересами. Прежде всего это касается планов строительства Прикаспийского газопровода, который должен пройти вдоль восточного берега Каспия через Узбекистан и Казахстан, что в перспективе даст возможность вдвое увеличить поставки газа из Центральной Азии в Россию. В мае 2007 года Бердымухамедов, Путин и Назарбаев на тройственном саммите в городе Туркменбаши договорились об основных принципах реализации этого проекта, требующего совместных крупных инвестиций. При этом подразумевалось, что к общему плану присоединится и Узбекистан, заинтересованный как в транзите туркменских, так и в расширении экспорта собственных углеводородов. Однако подписание всего пакета четырехсторонних соглашений пока задерживается.
С другой стороны, Узбекистан заинтересован и в планах строительства газопровода из Туркменистана в Китай. Соглашение о реализации этого проекта, по которому туркменский газ с месторождений правого берега Амударьи будет через Узбекистан, Казахстан и Китай доставляться до побережья Тихого океана в объемах до 30 млрд. кубометров в год, было подписано Ху Цзинтао и Сапармуратом Ниязовым еще в апреле 2006 года в Пекине. Отраслевые эксперты высказывают сомнения, что газовых запасов Туркменистана в таком случае хватит для сохранения запланированных объемов экспорта в Россию. Однако Узбекистану этот газопровод представляется весьма желанным. Поскольку он принесет не только новое прибыли за транзит, но и откроет новое направление для экспорта узбекского газа, освобождающего от жесткой привязки к российским газовым компаниям. Стало быть, и от безвариантного следования Ташкента в фарватере внешней политики Кремля. О совместном строительстве на территории Узбекистана 530-километрового участка газопровода Туркменистан-Китай Ислам Каримов договорился с председателем Государственного комитета по делам развития КНР Ма Каем в апреле 2007 года.
Кроме того, в последнее время не перестает обсуждаться и лоббируемый США и Евросоюзом план создания Транскаспийского газопровода, по которому туркменский газ может быть направлен, минуя Россию, в Азербайджан и Турцию, где он присоединится к газопроводу Nabucco, идущему в Европу. В начале ноября намечается визит Гурбангулы Бердымухамедова в Брюссель, во время которого может быть обсужден Транскаспийский проект. Некоторые эксперты считают, что именно поэтому президент Туркменистана не спешит заключать окончательные соглашения по Прикаспийскому газопроводу, а основной целью визита Ислама Каримова в Ашхабад было намерение выяснить его реальные планы и предпочтения. По мнению наблюдателей, не случайно, возвращаясь из Тегерана, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев приземлился в Ташкенте 16 октября, где провел краткую встречу с Каримовым при закрытых дверях.
Дипломатический язык официальных пресс-конференций Ислама Каримова и Гурбангулы Бердымухамедова по завершению тет-а-тет в Ашхабаде, разумеется, не прояснил до конца предстоящих вариантов решений по региональным газопроводам, хотя общая заинтересованность была все же озвучена и даже подчеркнута. При этом стороны постарались придать как можно больше акцента и веса прежним и новым двухсторонним соглашениям, декларирующим перспективы развития сотрудничества в сфере приграничных отношений, торговли, сельского хозяйства, металлургии, транспорта и коммуникаций, культуры, туризма и даже информационных технологий. «В ходе переговоров достигнута договоренность о дальнейшем расширении двусторонних отношений, - заявил Ислам Каримов. - Узбекистан, и Туркменистан имеют огромный потенциал для повышения объема взаимного товарооборота и увеличения количества совместных предприятий».
«Мы знаем президента Узбекистана как близкого друга Туркменистана, внесшего огромный вклад в развитие отношений между нашими странами», - сказал Гурбангулы Бердымухамедов, награждая Каримова званием «Хурматли эл ёшуллиси» - почетного аксакала туркменского народа. Каримов, в свою очередь, наградил Бердымухамедова узбекским орденом «Буюк хизматлари учун» - «За выдающиеся заслуги», которым недавно был награжден узбекский боксер Руслан Чагаев. Церемония взаимного награждения состоялась во Дворце духовности «Рухыет», где затем состоялся концерт с участием туркменских и узбекских артистов.
Отдавая дань уважения национальным святыням братского народа, официальная делегация Узбекистана посетила село Кипчак - родной ауыл Сапармурата Ниязова, где президент Каримов и сопровождающие его лица возложили цветы к подножию семейного мавзолея Туркменбаши. В ходе прочих торжественных мероприятий президент Узбекистана посадил саженец сосны на Аллее почетных гостей - новой достопримечательности Ашхабада, учрежденной Гурбангулы Бердымухамедовым в качестве символа миролюбивых и добрососедских устремлений нейтрального Туркменистана. Третье по счету деревце было вкопано Каримовым рядом, с уже принявшимися, сосенками, одну из которых посадил Махмуд Ахмадинежад, а вторую - Нурсултан Назарбаев. В завершение визита, по древней туркменской традиции, Гурбангулы Бердымухамедов подарил Исламу Каримову чистокровного ахалтекинского скакуна буланой масти.