Узбекский выбор
]27 октября 2007, ia-centr.ru
Петр АРХИРОВ.
Подготовка к президентским выборам проходит в Узбекистане в достаточно своеобразных условиях. Полномочия нынешнего президента Ислама Каримова закончились в начале текущего года, и вопрос о том, что делать дальше, являлся для него основным на протяжении 2007 г. По Конституции Узбекистана он не может избираться президентом, однако вероятнее всего это ограничение не будет играть никакой роли. Местные обозреватели, не связанные с властями, предполагают, что президентские выборы в стране будут проходить в русле двух сценариев. Первый из них, судя по последним действиям Ташкента, заключается в проведении выборов, на которых И. Каримов станет в очередной раз президентом на следующие 7 лет. Последние меры властей, направленные на создание видимости многопартийной системы и придание президентским выборам состязательного характера, тем не менее как внутри страны, так и за рубежом воспринимаются однозначно. В то же время Европейский союз, принявший после андижанских событий ограничительные меры в отношении официального Ташкента, решил изменить осенью текущего года тактику. Он снял большую часть ограничений. Такая политика обусловлена не столько внутриполитической ситуацией в Узбекистане, сколько желанием Брюсселя не допустить окончательного разрыва отношений с Ташкентом в тот момент, когда борьба за Среднюю Азию между различными внерегиональными игроками приобретает все большую силу. На это обстоятельство указал в интервью интернет-изданию Независимой информационной службы Узбекистана председатель инициативной группы независимых правозащитников Узбекистана Сурат Икрамов, заявив: «Зачем нужно было принимать санкции, а затем их отменять?
Складывается впечатление, что это просто политическая игра». В то же время отдельные аналитики предполагают, что в ЕС считают возможным уход И. Каримова с политической сцены и появление на ней кого-либо еще. В таком случае европейцы хотели бы обезопасить себя на будущее. Смягчение ограничений коснулось прежде всего выдачи виз высокопоставленным узбекским чиновникам. Подобный шаг указывает на стремление европейцев активизировать контакты с высшей номенклатурой накануне предполагаемых выборов.
Однако данные расчеты базируются больше на желании, а не на реальных фактах. В то же время, судя по развитию событий в Узбекистане, существует вероятность реализации и так называемого второго сценария. Его основу составляет проведение властями общенационального референдума с тем, чтобы не выходить на выборы, а закрепить за И. Каримовым практически пожизненно должность президента. Примечательно, что до сих пор не было четко заявлено самим И. Каримовым о его планах относительно 23 декабря, а это, в свою очередь, рассматривалось рядом политических комментаторов как отсутствие окончательного решения. В этой связи, помимо этих двух условных сценариев, специалисты по Узбекистану не исключают и третьего. Речь идет о появлении на политической арене некого представителя крупного бизнеса, находящегося сейчас за пределами Узбекистана и якобы рассматриваемого в политических кругах отдельных стран как реального «преемника» на пост президента. Для реализации этой комбинации необходимо, во-первых, получение согласия самого И. Каримова и, во-вторых, достижение компромисса в правящих кругах страны, имея в виду усилившуюся в последнее время роль ряда лиц из ближайшего окружения И. Каримова.
Серьезность подобного сценария в условиях современного Узбекистана будет зависеть от многих факторов, к числу которых относятся и субъективные, связанные с будущим нынешнего президента в случае его отказа от власти. Однако на данный момент Оксарой (Белый Дворец), как официально называется президентская резиденция, стремится найти подходящий формат будущих выборов с тем, чтобы не допустить сомнения в их легитимности. Сложность подобной работы известна: во-первых, необходимо как-то доказать правомерность конституционных норм, ограничивающих многократное (больше двух) избрание одного и того же лица; во-вторых, обеспечить поддержку происходящему на внешнеполитической арене, прежде всего, вероятно, в рамках СНГ; наконец, в-третьих, не допустить подпадания в зависимость от внешних сил, готовых признать легитимным все, что делает официальный Ташкент. Нет сомнений, что сочетание этих проблем с происходящим внутри высшей номенклатуры процессом определения своих позиций уже после 23 декабря позволяют делать различные предположения о недалеком будущем Узбекистана.
ferghana.ru