«Законные» пытки
? 9 (77) Май 2008, 15.05.2008., Интернет-журнал "Оазис"
Рустам Каратаев (Бишкек)
«Пытки в Кыргызстане не прекращаются потому, что за их применение никто не несет ответственности», - заявила глава Центра по защите прав человека «Кылым шамы\Светоч века» Азиза Абдирасулова на одной из своих пресс-конференций. По ее словам, сотрудники милиции, избивающие задержанных, чувствуют себя безнаказанными, потому что статья в Уголовном кодексе республики, предусматривающая наказание за применение пыток, на практике не работает. Яркий пример тому нашумевший случай, связанный с Акылбеком Сакеевым, который умер в результате пыток. Первый суд, когда на скамье подсудимых сидели сотрудники правоохранительных органов, обвиняемые в пытках, не стал прецедентом в истории кыргызского правосудия. Суд оправдал сотрудников правоохранительных органов. Уголовное дело изначально было возбуждено против пяти сотрудников отдела внутренних дел (ОВД) города Нарына. Их обвиняли в смерти 48-летнего жителя Акылбека Сакеева, которого задержали 20 ноября 2006 года по подозрению в краже теленка. Позже он был доставлен в местную больницу из здания ГОВД на «скорой помощи», где скончался, не приходя в сознание. Как выяснилось позже, он умер в результате пыток. На его теле обнаружили 5 сломанных ребер, черепно-мозговую травму и кровоизлияние в мозг, что и стало причиной смерти.
Но 28 января 2007 года городская прокуратура прекратила расследование, которое возобновили только после вмешательства правозащитников. В мае 2007 года дело передали в суд, перед которым предстали лишь два милиционера, которые продолжают работать в ОВД города Нарына - Чынгыз Керимкулов и Таалайбек Чыпаев. В отношении остальных подозреваемых уголовные дела прекратили: они отделались лишь дисциплинарными наказаниями. По сообщению правозащитного центра «Кылым шамы» выяснилось также, что начальник ОВД города Нарына Таалайбек Нуралиев заплатил родственникам покойного Акылбека Сакеева $5,5 тыс. за молчание.
Другой скандальный случай также произошел в городе Нарын. Здесь тоже обвиняли сотрудников милиции, во время дежурства которых в камере изолятора погиб участник политической голодовки сторонников оппозиции Бектемир Акунов. Двум сотрудникам правоохранительных органов предъявлено обвинение по статье «Халатность». Бектемир Акунов, уроженец Нарынской области, был участником политической голодовки 5-11 апреля в городе Бишкеке, организованной Объединенным фронтом «За достойное будущее Кыргызстана». Он принимал участие и в митингах оппозиции. 14 апреля 2007 года его задержали милиционеры, поместив в изолятор временного содержания в городе Нарыне. Утром 15 апреля Бектемир Акунов был обнаружен в камере повешенным на собственной рубашке. Родственники погибшего уверены: он не мог покончить жизнь самоубийством, и считают, что тот умер от побоев. Согласно результатам официальной судебно-медицинской экспертизы, Бектемир Акунов скончался от механической асфиксии (удушения). Однако экс-министр здравоохранения Кыргызской республики Накен Касиев, присутствовавший при вскрытии тела погибшего, полагает, что до гибели Бектемира Акунова избивали, причем достаточно жестоко.
Как показывает эти два случая, привлечь кого-то из сотрудников правоохранительных органов за применение пыток к ответственности практически невозможно.
Большой проблемой также является доступ к учреждениям, где содержатся задержанные лица. Они практически не доступны для правозащитников и журналистов. Гонениям и преследованиями подвергаются правозащитники, которые выявляют факты применения пыток. По данным «Кылым шамы», с начала 2007 года правозащитники выявили около десяти случаев применения пыток к правонарушителям или подозреваемым. Тут речь идет всего лишь об одной общественной организации, которая выявляет такие факты. В масштабах всей страны такие цифры ещё более удручающи. Официальной статистики на этот счет, конечно же, нет, потому что официально и проблемы такой нет.
Рабочая группа по предотвращению пыток при комиссии по правам человека при президенте Кыргызской Республики рекомендует властям ратифицировать факультативный протокол к Конвенции ООН против пыток. В группе полагают, что учреждения, где содержатся арестанты или осужденные, должны быть открытыми для международных и местных правозащитных организаций, а также для журналистов.
К сожалению, пытки и физическое насилие в Кыргызстане применяются и к инвалидам и детям. Пытки стали опасными для кыргызстанцев, пытке повергаются не только подозреваемые в совершении преступления, но абсолютно невиновные граждане. В результате бесчеловечных действий властей погибают дети и инвалиды. Вот один пример из многих бесчеловечных действий властей прошлых лет.
По словам правозащитников в Кыргызстане существует система двойных стандартов. В свое время один из депутатов национального парламента заявила представителями Международной Хельсинской Федерации, что «:пытки в Кыргызстане были, есть и будут:». Особая опасность состоит в том, что пытки возведены в ранг обычной практики, считает правозащитник Сардар Багишбеков. По его словам, в условиях несовершенной и коррумпированной судебной системы правоохранительные органы превратились в органы карательные. Причем репрессии и правовой произвол направлен не только на представителей оппозиции, независимых СМИ, но и на любого члена общества. По словам правозащитника, причина применения пыток в Кыргызстане достаточно многогранна. «Это, прежде всего, тотальная коррумпированность правоохранительных органов, низкий профессиональный уровень их сотрудников, отсутствие у многих из них элементарных морально-нравственных принципов», - сказал Багишбеков на встрече правозащитников и представителей международных организаций. В законодательстве Кыргызстана нет четкого толкования того, что признание вины не является доказательством совершенного преступления. Поэтому обвинительные заключения следственных органов, а вслед за ними и судебные приговоры изобилуют именно «полным или частичным признанием своей вины.
«В практике моей работы в правозащитной организации почти не было случаев, когда суд признал бы, что доказательства вины были получены в результате недозволенных методов дознания. И уж тем более я не знаю ни одного случая уголовного наказания сотрудников следственных органов за пытки. Не стоит излишне обольщаться наличием ратификаций международных «Пактов» и «Конвенций», формальным соответствием международным стандартам национальных гражданских и уголовных законодательств. За последние семь лет Кыргызстан не предоставил в ООН ни одного отчета по пыткам. В республике нет контролирующего исполнения этих документов органа, которым мог бы стать МИД», - говорил правозащитник ещё два года назад. Его слова до сих пор актуальны. Потому что картина не меняется.
Еще один случай применения пыток был предан огласке благодаря правозащитникам. Они выявили факты применения пыток, избиений и жестокого обращения в отношении несовершеннолетних в СПТУ ? 2 села Беловодского Чуйской области Кыргызстана. Об этом журналистам и общественности сообщила глава Центра по защите прав человека «Кылым шамы» Азиза Абдирасулова. По ее словам, факты пыток и жестокого обращения персонала с воспитанниками специального учебного заведения выявила молодежная правозащитная группа совместно с комиссией по правам человека при президенте, а месяц тому назад факты пыток в отношении несовершеннолетних зафиксированы правозащитниками в городе Нарыне. По данным «Кылым шамы», 18-19 июля прошлого года сотрудники горотдела внутренних дел Нарына задержали четверых несовершеннолетних граждан. После общения с силовиками подозреваемые «чистосердечно» признались в совершении преступлений.