Узбекистан - Европейский союз: взаимовыгодные интересы приоритетны
14 мая 2008 19:37, ИА МиК - информационно-аналитическое агентство
Центральная Азия имеет важное стратегическое значение, ибо в данном регионе сосредоточено огромное количество запасов нефти, газа, урана, золота и других полезных ископаемых. В этом регионе пересекаются интересы ряда стран и в том числе Евросоюза. Европейский Союз, являясь крупнейшим политическим и экономическим объединением европейского континента, идет по пути формирования основ политики общей безопасности, налаживания взаимодействия с крупнейшими странами и региональными объединениями мира. Стратегия ЕС, которая была озвучена в Берлине 30 июня 2007 года - на встрече с участием представителей Туркменистана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана представляет собой концептуальное видение политики ЕС по Центральной Азии на ближайшие годы. В сравнении с проводимой политикой других влиятельных игроков в этом регионе, политика Евросоюза сегодня значительно отстала.
И, чтобы наверстать упущенное, Евросоюз начал, похоже, действовать. 10 апреля с.г. в туркменской столице состоялась встреча «тройки» Европейского Союза и стран Центральной Азии на уровне министров иностранных дел. В ходе встречи стороны согласовали конкретные шаги по активизации сотрудничества по всему спектру взаимодействия, включая экономику, энергетику, торговлю, окружающую среду, управление водными ресурсами и гуманитарную сферу. ЕС выступил с поддержкой реформ национального законодательства с учетом приоритетов государственных программ развития и международных правовых норм. Европейские партнеры готовы оказать в рамках проекта «Европейские инвестиции» содействие становлению в странах региона малого и среднего бизнеса, также ЕС выразил готовность содействовать обеспечению доступа товаров из центрально-азиатских государств на европейский рынок и оказать поддержку вступлению в ВТО стран региона.
Активные усилия, прилагаемые сегодня и государствами Центральной Азии в интересах укрепления верховенства права, являющегося важнейшим условием благополучия и устойчивого развития только приветствуются Европейским Союзом.
Подтверждением результативности проводимых демократических реформ в странах Центральной Азии, в том числе в Узбекистане, может служить то, что с 1 января текущего года Узбекистан сделал крупный правовой шаг на пути строительства гражданского общества. Вступили в силу сразу два указа президента: указ о передаче права выдачи санкций судам, т.е. введении института Хабеас корпус и указ об отмене смертной казни. Необходимо заметить, что последний документ получил одобрение ряда международных правозащитных и региональных межгосударственных организаций. Даже, не питающие особой любви к Узбекистану, правозащитные организации, как «Амнести Интернэшнл», назвали отмену смертной казни в Узбекистане «фундаментальным шагом на пути прекращения этой жестокой и негуманной практики во всем мире».
Сегодня сотрудничество Узбекистана и ЕС выходит на новый уровень. Если ранее проводимая политика ЕС под влиянием некоторых союзников по НАТО делала упор на критику «политических режимов за нарушение прав человека» и инициирование «цветных революций» по отношению к неугодным странам, то сегодня политика ЕС коренным образом меняется.
В этой связи стоит отметить, что Европейский союз в 2005 году принимал санкции в отношении Узбекистана. И тогда многие эксперты полагали, что ЕС принял такое решение под влиянием Соединенных Штатов Америки. Надо отдать должное Евросоюзу, что с течением времени там начали все больше осознавать ошибочность принятия санкций, и Брюсселю хватило воли пересмотреть свое отношение к Ташкенту, выбрав более прагматический подход.
Новый виток сотрудничества и такая доброжелательная атмосфера может послужить хорошим подспорьем для улучшения отношений Узбекистана с ЕС. Развитие сотрудничества отвечало бы интересам обеих сторон. Разумеется, было бы ошибочным полагать, что Европейский Союз рассматривает свои связи с Узбекистаном именно в политическом контексте. Их экономическим и гуманитарным составляющим тоже придается не менее важное значение.
Европейский Союз проявляет активность в проекте «Набукко», который призван обеспечить Европе прямой доступ к углеводородным запасам Центральной Азии и стран Прикаспийского региона. Строительство этой трансевропейской газотранспортной сети должна начаться в этом году, окончание планируется в 2011-м. Стоимость строительства оценивается в 4,6 миллиарда евро.
По оценкам экспертов, за 25 лет потребности Европы в природном газе возрастут с нынешних 500 млрд. куб. метров в год до 800 млрд. куб. метров. В то же время объемы собственной добычи сократятся с 200 млрд. куб. метров до 120 млрд. куб. метров. Дефицит придется наверстывать путем импорта. В новой энергостратегии ЕС именно проект «Набукко» назван приоритетным для энергетической безопасности Европы. К 2015 году добычу нефти в Казахстане планируется увеличить до 150 млн. тонн, экспорт - до 125 млн., добычу природного газа - до 40 млрд. куб. м, а в Узбекистане и Туркменистане - по 110 млрд.
Помимо природного газа во многих европейских странах растет спрос на хлопковое волокно Узбекистана, и становится очевидным, насколько значимо при этом экономическое сотрудничество. Удобное геостратегическое расположение Узбекистана расширяет возможности для развития связей в транспортной сфере, а также осуществления восстановительных работ в Афганистане, и в целом для укрепления сотрудничества в целях региональной безопасности.
Объем годового товарооборота Узбекистана со странами ЕС в настоящее время превышает $1,5 млрд. В республике действуют около семисот предприятий, образованных при содействии инвесторов из стран-членов Европейского Союза, открыты представительства сотен фирм и компаний стран ЕС. Кроме того, Узбекистан и ЕС активно сотрудничают в сферах образования, ноу-хау, стандартизации и сертификации, аудита, транспорта, энергетики, а также контроля за наркотическими веществами.
До настоящего времени ЕБРР одобрил для Узбекистана выделение кредитов на общую сумму 486 млн. евро по 37 проектам в сфере энергетики, предпринимательства, транспорта, строительства, разработки минеральных ресурсов, коммунального хозяйства. Таким образом, и Евросоюз и центрально-азиатские страны сегодня пришли к осознанию того, что лучшей альтернативы взаимовыгодному сотрудничеству нет. А все, что касается других вопросов, на них лучше искать ответ сообща.
Арсений Баженов, независимый аналитик