CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

ca-oasis.info

Скинемся на ГЭС?

15 мая 2008

Скинемся на ГЭС?

? 9 (77) Май 2008, 15.05.2008., Интернет-журнал "Оазис"

Алексей Игушев (Душанбе)

Правительство самой бедной из республик бывшего СССР предлагает своим гражданам пожертвовать зарплатой и внести вклад в строительство гидроэлектростанции. Это предложение озвучил спикер верхней палаты Парламента и мэр Душанбе, Махмадсаид Убайдуллаев, заявив 29 апреля, что «правительство могло бы мобилизовать примерно $10 млн., если все трудящиеся жители столицы пожертвуют половину своих зарплат в мае и июне». Спикер публично обратился к руководителям всех таджикистанских компаний и предприятий с «просьбой» о передаче 50% зарплат их сотрудников в пользу строительства Рогунской ГЭС.

Согласно оценкам специалистов, для завершения строительства гидроэнергогиганта, призванного обеспечить энергетическую безопасность страны, понадобится не менее полутора миллиардов долларов. В январе 2008-го внешний долг Таджикистана достиг $1,2 млрд.; причём, растёт этот долг стремительно - ещё три года назад он составлял $683 млн. Годовой бюджет республики - мизерный - всего $610 млн.

Министр труда и соцзащиты Шукурджон Зухуров официально признал, что более половины таджикистанцев живут за чертой бедности (для развивающихся стран это означает, что человек тратит на свои потребности менее двух долларов в день). Минимальная месячная зарплата в Таджикистане - 20 сомони (меньше $6), а средняя зарплата в начале 2008 года составляла 213 сомони (около $60). По данным Госкомстата в 2007 году цены на основные продовольственные продукты в республике выросли на 20%; по неофициальным данным - на 100%, а на отдельные продукты питания - в несколько раз. Уровень инфляции в прошлом году в Таджикистане оказался самым высоким среди стран СНГ и составил 19,7%.

В недавнем пресс релизе Всемирной продовольственной программы ООН сообщается, что «от острого недоедания в Таджикистане страдает более 550 тыс. человек, и 260 тыс. нуждаются в немедленной помощи». Международные финансовые организации утверждают, что граждане республики, особенно в сельской местности, выживают главным образом за счёт денежных переводов трудовых мигрантов, которых, по некоторым оценкам, в настоящее время более 1 миллиона (население Таджикистана - примерно 7 миллионов).

На фоне этой жуткой статистики призывы мэра-спикера к предпринимателям и рядовым гражданам о пожертвованиях на строительство народнохозяйственного объекта звучат даже не цинично, а как-то нелепо. Махмадсаид Убайдуллаев, призывающий граждан «отдать свои кровные» на строительство ГЭС, владеет несколькими особняками в Душанбе и контролирует (естественно, через родственников и подчинённых) множество предприятий и торговых точек в столице. Подсчитать доходы этого человека, которого в народе раньше называли «серым кардиналом», а сейчас всё чаще «доном Карлеоне», невозможно. Никто из журналистов не отважится на «расследование» деятельности мэра, а правоохранительные органы: они охраняют права власть имущих.

Сейчас для продолжения строительства Рогунской ГЭС (стройка была заморожена во время гражданской войны) необходимо мобилизовать от $1.3 до $3.2 млрд. - в зависимости от высоты плотины и проектной мощности станции (существует несколько технических вариантов). Проектная мощность Рогуна должна составить 3,6 тыс. МВт при высоте плотины 335 метров (на 25 метров выше самой высокой в мире искусственной плотины Нурекской ГЭС, которая, тоже находится в Таджикистане).

Ежегодный объём производства электроэнергии в стране - 18 млрд. кВт/ч. Ежегодная нехватка составляет от 3 до 5 млрд. кВт/ч., и этот дефицит растет с каждым годом. Недавно Президент Рахмон публично заявил, что «после полной сдачи Сангтудинской ГЭС-1 в апреле 2009 года должна быть полностью обеспечена энергетическая независимость страны». Увы, «скорейшая электрификация всея Таджикистана» не случится. По трезвым оценкам специалистов, даже после полного запуска всех агрегатов Сангтудинской ГЭС общий годовой дефицит электроэнергии по республике будет составлять от 3 до 5 млрд. кВт/ч. К тому же, РАО «ЕЭС России», которое сейчас строит Сангтуду-1, уже владеет 75% акций станции. Рахмон неоднократно предлагал лидерам стран СНГ создать региональный или международный водно-энергетический консорциум для решения проблем, которые становятся всё более актуальными и грозят перерасти в конфликты. 7 марта, во время визита в Душанбе, президент Украины Виктор Ющенко сказал, что его страна готова войти в такой консорциум и принять участие в строительстве Рогуна. Такую же готовность выразил и глава РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс. Однако, центрально-азиатские лидеры, которым, собственно, этот самый консорциум нужен куда больше, чем россиянам и украинцам никуда вступать не собираются.

Узбекистан выступает категорически против строительства Рогунской ГЭС, опасаясь, что Таджикистан, на территории которого формируется примерно 55% водного стока Центральной Азии, сможет, не советуясь с соседями, «включать и выключать» воду, накопленную в резервуарах своих ГЭС. (Речь идёт о каскаде станций на реке Вахш, притоке Амударьи, которая питает Аральское море, катастрофически обмелевшее за последние несколько десятилетий). Во-вторых, Узбекистану просто невыгодно иметь сильного и независимого соседа, способного заработать на экспорте электроэнергии в Афганистан, Пакистан, Иран и даже Индию. По оценкам специалистов, гидроэнергетический потенциал в Таджикистане в настоящее время освоен всего лишь на пять процентов.

В прошлом году президент Узбекистана Ислам Каримов заявил на совещании стран членов Шанхайской организации сотрудничества, проходившей в Бишкеке, что «любые проекты по трансграничным водам необходимо реализовывать только на основе конструктивного подхода и компромисса, не нарушая интересы других сторон». Однако, в апреле этого года, в Душанбе прозвучали заявления представителей Министерства энергетики Таджикистана о том, что «страна не будет дожидаться, пока соседи - в частности Узбекистан - дадут своё согласие на строительство Рогуна».

При строительстве Рогунской ГЭС Таджикистану придётся затопить огромные территории - сотни квадратных километров. Недостроенный объект, доставшийся Таджикистану от Советского Союза, расположен высоко в горах, в сейсмически опасной зоне. Специалисты говорят, что оценку экологического риска, по большому счёту, никто не проводил. Результаты исследований советских времён безнадёжно устарели; следует напомнить, что ещё в 80-е годы многие учёные и представители интеллигенции высказывались против строительства Рогунской ГЭС - по экологическим причинам.

Американский еженедельник "Weekly Water Report" процитировал лидера Казахстана, Нурсултана Назарбаева, который сказал что «водно-энергетический консорциум между странами бассейна Аральского моря не материализовался по причине разницы во мнениях об использовании воды». Назарбаев сделал это заявление после встречи с Исламом Каримовым в Астане. «Сложно прийти к согласию, когда некоторые пытаются получить из воды электроэнергию и продать её как товар, а кому-то вода необходима для полива полей», - добавил Назарбаев.

Эксперты утверждают, что региональные войны за воду уже не за горами. Для развития энергетической отрасли и для разумного использования водных ресурсов руководству Таджикистана необходимо привлекать инвесторов. Но потенциальные инвесторы читают международную прессу, в которой всё чаще появляются сообщения об экономических преступлениях и о коррупции в Таджикистане. Согласно данным исследования «Doing Business 2007», проведённом Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией, Таджикистан стоит на 166 месте по условиям для создания и ведения частного бизнеса (всего в отчете представлено 175 стран).

ca-oasis.info

Предыдущая статьяПошутили?
Следующая статьяЭпицентр беды