CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Теория и практика казахстанской космической программы

28 июня 2008

Теория и практика казахстанской космической программы

27 июня 2008г. ? 25 (803) Деловая Неделя

Потеря спутника Kazsat-1, первого и пока единственного орбитального объекта независимого Казахстана, не смутила казахстанские власти. Вице-премьер Умирзак Шукеев заверил депутатов, что спутник застрахован, и даже если он окажется окончательно потерян, то бюджет не потеряет деньги. На этом фоне глава космического ведомства Казахстана делает академические успехи - на днях Талгат Мусабаев успешно защитил в Москве докторскую диссертацию.

О том, что средства, затраченные на создание спутника Kazsat -1, будут в любом случае восстановлены, вице-премьер заявил во вторник, в ходе совместного заседания палат парламента. Депутаты, огорченные новостями о том, что установить контакт со спутником никак не удается, подняли этот вопрос перед заместителем председателя Кабмина. В ответ он заявил: «Сейчас сложилась такая ситуация, что этот спутник находится во внештатном режиме. В настоящее время проводятся попытки вместе с россиянами вернуть его на орбиту». Кроме этого, он, повторяя слова Талгата Мусабаева, выступавшего с разъяснениями на прошлой неделе, отметил, что «видимо, эта ситуация будет продлена при посильных прогнозах до октября месяца, пока спутник не уйдет в тень».

Также он, как передает агентство «Казахстан-Сегодня», сообщил, что на вторник было запланировано обсуждение этой проблемы на совещании у премьер-министра. «Вместе с россиянами мы будем смотреть причины выхода из строя спутника и обсуждать стратегию выхода из этой ситуации», - уточнил вице-премьер. Видимо, ответом перед главой правительства будет специальная государственная комиссия, которая, по словам Шукеева, «занимается расследованием причин выхода из строя спутника». О результатах совещания у главы Кабмина ни в среду, ни в четверг дополнительно не сообщалось.

«В любом случае сейчас делать выводы о том, что мы спутник потеряли или что мы деньги, $65 млн, потеряли, - рановато, - добавил вице-премьер. - Я хочу сообщить, что в свое время Национальным инвестиционным фондом был заключен договор страховки на этот спутник, который предполагает почти стопроцентный возврат средств, затраченных на его строительство. Поэтому говорить, что мы потеряли деньги, рано».

Впрочем, не удивительно, что вице-премьер сказал так мало, поскольку основной спикер по вопросам космической программы в это время был сильно занят. За день до того, как Шукеев держал ответ перед депутатами, по информации национального информационного агентства «Казинфрм», председатель Национального космического агентства Республики Казахстан Талгат Мусабаев успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора технических наук в Московском авиационном институте (МАИ).

«По мнению членов диссертационного совета МАИ, актуальность и значимость темы, взятой соискателем для своих исследований, а также глубина проработки вопроса позволили Совету обратиться весной прошлого года в Высшую аттестационную комиссию (ВАК) с предложением подготовить на основе кандидатской докторскую диссертацию. Такое разрешение было получено, и 23 июня Талгат Мусабаев успешно защитился по теме «Разработка комплексной методики повышения уровня безотказности ракет космического назначения в полете», - сообщает агентство. Также «Казинформ» пишет, что «диссертационный совет МАИ, состоящий из 36 человек, единодушно одобрил представленную работу и ходатайствовал перед ВАК о присвоении Талгату Мусабаеву ученой степени доктора технических наук» и что «свое решение ВАК примет спустя некоторое время». В ответ глава Казкосмоса в лучших традициях советского времени выразил благодарность ученому совету и принял поздравления коллег и друзей, отметил, что «теперь его знания и практический опыт, полученные в космосе, официально утверждены учеными». «Он также выразил надежду, что эти научные исследования помогут в будущем развитию космонавтики», - сообщает агентство.

Нам не известно, были ли со стороны российских ученых вопросы к Талгату Мусабаеву относительно того, почему в смежной теме, которую можно было бы назвать «Разработка комплексной методики повышения уровня безотказности спутников космического назначения на орбите», у ведомства, возглавляемого им, возникли такие серьезные проблемы. Видимо, в этом и состоит разница между теорией и практикой - то, что хорошо на бумаге, в космосе может оказаться просто мусором. Впрочем, вряд ли россияне стали бы сильно пытать главу Казкосмоса относительно качества казахстанских спутников, ведь сборкой их занимались также в России.

Спору нет. Талгат Мусабаев может считаться самым компетентным в космической области человеком не только в Казахстане, но, возможно, и в мире, но проблема в том, что в этом качестве он был российским космонавтом, а не главой казахстанского космического ведомства. Сравнивать его возможности с российской космической программой все равно что пытаться провести соревнование по боксу, приведя Майка Тайсона в начальную школу. Возможно, это просто совпало по злой иронии судьбы, но вышло очень показательно - пока космонавт защищал докторскую диссертацию, глава ведомства потерял единственный орбитальный объект. Ну а то, что он застрахован по деньгам, не означает, что первая неудача застрахует нашу космическую программу от таких казусов в дальнейшем.

dn.kz

Предыдущая статьяКыргызстан может остаться без оппозиционных СМИ
Следующая статьяПрагматичный подход