CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

«КУЗНИЦА ПОБЕДЫ» В «МЕДВЕЖЬЕМ УГЛУ» АЗИИ

18 мая 2009

«КУЗНИЦА ПОБЕДЫ» В «МЕДВЕЖЬЕМ УГЛУ» АЗИИ

ВПК ?18 (284) 13 - 19 мая 2009 года

КАК ТРУЖЕНИКИ ТЫЛА ПОМОГАЛИ КОВАТЬ ПОБЕДУ

Вторая мировая война недаром названа именно «мировой» - великая битва на планете шла во всех частях света. И Центральная Азия не была здесь исключением. Таджикистан, находящийся на стыке трех великих государств: Советского Союза, Китая и Великобритании, а точнее - «самой большой жемчужины Британской короны» - Индии, тоже участвовал в великой войне, будучи частью СССР. Кроме того, и для всех трех граничащих государств, вступивших в смертельную борьбу с немецкими и японскими агрессорами, Таджикистан был глубоким тылом, где ковалась победа над врагом.

Во время Великой Отечественной войны из Таджикистана, население которого тогда было около 2 млн человек, на фронт ушли 290 тыс. его жителей. 90 тыс. из них навсегда остались на полях сражений. За годы войны 54 тыс. граждан республики были награждены орденами и медалями. Среди них 54 Героя Советского Союза и 18 полных кавалеров ордена Славы.

По решению советского правительства в Таджикистан из западных областей СССР было решено эвакуировать 27 промышленных предприятий. В основном это были заводы легкой и пищевой промышленности с Украины, из Белоруссии, западных областей РСФСР.

Здесь были развернуты 29 эвакогоспиталей на 10 170 коек. Уже к концу 1941 года в Таджикистан прибыли свыше 3000 тяжелораненых фронтовиков.

С началом войны в Средней Азии в эвакуации оказалось большое количество театров, творческих коллективов, отдельных представителей культуры и искусства. В 1943 году в столице Таджикистана под руководством Георгия Менглета был сформирован и успешно гастролировал в войсках фронтовой театр.

Кстати, во многом благодаря настоянию корифеев советского драматического искусства, находящихся здесь в эвакуации, в 1943 году был достроен и дал первое представление Душанбинский театр оперы и балета, и поныне остающийся одним из красивейших зданий столицы Таджикистана.

Ясно, что Таджикистан, будучи в середине 1941 года маленькой аграрной республикой, мог помочь фронту немногим - прежде всего сельхозпродуктами. И именно война вызвала здесь бурный рост горнорудной промышленности, ведь в его недрах содержится вся таблица Менделеева! Сложность в том, что «таблицу» эту очень сложно извлечь на поверхность и доставить до потребителя - 93% территории страны занимают горы. Построить в этих условиях дороги или тем более горно-обогатительные комбинаты на местах добычи - дело чрезвычайно дорогое и длительное. Однако фронт требовал нового оружия и боевой техники, лекарств и стройматериалов, и таджикистанцы для этого подчас принимали, как сказали бы сейчас, «неординарные решения» и «давали на вызовы асимметричные ответы».

Через несколько дней после начала войны президиум Таджикского филиала АН СССР принял решение о переводе своих исследований на военную тематику. Одним из важнейших направлений стали геологические исследования по поиску необходимых военной промышленности руд цветных и редкоземельных металлов, минералов, необходимых советским оружейникам.

С началом войны республика оказалась без топлива: уголь в Таджикистан завозился из Донбасса и Подмосковного угольного бассейна! Таджикские геологи «приняли вызов» и уже к концу 1941 года открыли и передали к использованию богатые месторождения горючего сланца в Фархарском и Кунгуртутском районах. Угля в Таджикистане тоже оказалось достаточно. В 1941 году в дополнение к Шурабскому месторождению на севере страны началась разработка Ташкутанского (Шахринавский район) и Зиддинского месторождений.

Уже в конце 1941 года таджикские ученые-биологи предложили для фронта оригинальный антибиотик - арчевое масло, вырабатываемое из арчи, среднеазиатского можжевельника. Оно не только уничтожало болезнетворные микробы, но и способствовало ускоренному заживлению ран.

В 1941 году в Таджикистан были эвакуированы Зоологический институт, а также Мурманская и Севастопольская биологические станции АН СССР. В их составе прибыли около 40 сотрудников и среди них 14 докторов и 9 кандидатов наук. Вместе с таджикскими биологами они совершили три эпидемиологические экспедиции в Иран, где были размещены советские войска, и Ирак, проведя большую работу по ликвидации очагов пендинской язвы, малярии и тифа.

До сих пор мало кто знает, что те самые 6 кг урана, что пошли на изготовление первой советской атомной бомбы, были добыты в 1943-1945 годах также из недр Таджикистана - в рудниках города Чкаловска, близ современного Ходжента. Но сразу оговоримся, участие Таджикистана в выполнении советской ядерной программы во время Великой Отечественной войны не ограничивалось только этим.

Как известно, программа включала в себя широкий спектр исследований материалов для изготовления различных компонентов ядерного оружия, что требовало использования высокоскоростных элементарных частиц. Развитие техники того времени не позволяло советским ученым строить ускорители, и выход был найден в строительстве исследовательской установки, где использовались такие частицы, попадающие на нашу планету из космоса! Первая установка была построена в 1942 году на Восточном Памире. Именно здесь, на высоте 4000 м над уровнем моря, и были проведены основные исследования по проблемам элементарных частиц.

О важности этих исследований говорит уже то, что за время строительства испытательной станции и работ по установке сюда дважды тайно приезжал нарком всемогущего НКВД Лаврентий Берия. Именно ему в советском правительстве было поручено курировать отечественную программу создания ядерного оружия.

Интересно, что засекреченность этих работ была настолько сильной, что сотрудникам было запрещено контактировать с жителями близлежащих населенных пунктов Памира и Ошской области Киргизии. По воспоминаниям участников проекта, раз в месяц их грузовичок-полуторка отправлялся за продуктами для сотрудников и охраны: в Синьцзян! Для этого они использовали грунтовую дорогу через перевал Кульма на пограничном Сарыкольском хребте. В 2002 году через этот перевал была проложена дорога, соединившая Таджикистан с трассой Каракорумского шоссе на территории Китая.

Мало кто помнит сейчас и о том, что на территории Синьцзяна в годы войны действовал советский авиационный завод, снабжавший Красную армию истребителями! Это был военный завод ? 600, построенный в 1939-1941 годах по просьбе китайского правительства, ведшего тяжелую войну с японцами. Располагался он в городе Хами в Восточном Синьцзяне и занимался сборкой советских самолетов из деталей, доставляемых из Новосибирска.

Основной моделью самолета, предназначенного для сборки, был истребитель И-16. В 1941 году было запланировано выпустить 143 истребителя и перегнать их в глубь Китая. Начавшаяся 22 июня война внесла свои коррективы, и к 1 сентября 111 самолетов были переброшены на советско-германский фронт с соответствующим комплектом запчастей. В основных производственных цехах трудились 67 советских рабочих, инженеров и техников. Вспомогательный персонал - местные жители. При заводе работали электростанция, свой водопровод, кислородная и ацетиленовая станции, подсобное хозяйство с участком в 1000 га для сельхозработ и даже своя угольная шахта! Однако держать такой завод вскоре стало нерентабельно, и в феврале 1942 года рабочие были вывезены на авиастроительные заводы в СССР, а цехи законсервированы.

Виктор ДУБОВИЦКИЙ доктор исторических наук, Душанбе, Таджикистан

vpk-news.ru

Предыдущая статьяС этим НАТО жить
Следующая статья«Беззащитные» защитники