CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

АХМАДИНЕЖАД - ЛИДЕР ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ГОНКИ

18 мая 2009

АХМАДИНЕЖАД - ЛИДЕР ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ГОНКИ

Сб. , Май. 16, 2009 .: Zerkalo :.

Шансы действующего президента быть переизбранным представляются довольно высокими

Э.ВЕЛИЕВ

12 июня 2009 года в Иране пройдут десятые по счету президентские выборы. В этот же день в шести избирательных округах страны пройдут и промежуточные выборы в иранский парламент, а также в Совет экспертов. До президентских выборов в Иране остается совсем немного времени и, как показывают последние события, борьба за власть все более ужесточается.

Напомним, что от лагеря реформистов свои кандидатуры на пост президента выдвинули председатель Партии национального доверия, экс-спикер Мехди Карруби и экс-премьер-министр Мир Хусейн Мусеви, от правящей партии консерваторов - нынешний президент Махмуд Ахмадинежад и бывший глава Корпуса стражей революции (Сепах) Мохсун Резаи.

Сразу же отметим, что шансы действующего президента Махмуда Ахмадинежада быть переизбранным на руководящий пост представляются довольно высокими.

Главным образом это объясняется всецелой поддержкой Ахмадинежада со стороны верховного лидера Ирана, аятоллы Али Хаменеи, и его шагами, направленными на укрепление солидарности в рядах консерваторов. Верховный лидер Ирана Али Хаменеи, преемник имама Хомейни, контролирует внешнюю и оборонную политику, службы разведки и судебную систему, а также значительную часть экономики Ирана через исламские фонды.

За действующего президента также горой стоит и другая ключевая консервативная структура - Корпус стражей исламской революции (КСИР), который всегда был наиболее верной опорой режима. Реальному усилению Корпуса и других спецслужб способствуют распространяемые спекуляции о том, что, надежно защищая режим, они спасают Иран от хаоса. При этом, как отмечают аналитики, КСИР сохраняется, прежде всего, как орудие в руках аятоллы Хаменеи, а не режима в целом.

Так, выступая 12 мая в прямом телеэфире, аятолла Хаменеи, хотя и косвенно, но поддержал кандидатуру Ахмадинежада. Хоть аятолла и не назвал действующего президента по имени, всем слушателям было ясно, о ком говорит верховный лидер. "Нам надо избрать такого человека, который бы был представителем своего народа, ведущим скромный образ жизни", - отметил аятолла Хаменеи. Хотя на вопрос о том, кого из кандидатов он готов поддержать на выборах, А. Хаменеи ответил, что у него есть один голос, которым он и воспользуется в ходе выборов, и нет права советовать, за кого надо голосовать".

Кстати, это не первый случай, когда аятолла Хаменеи в завуалированной форме высказывал свое предпочтение кандидату в президенты, а точнее Ахмадинеджаду.

Так, на предыдущих выборах, когда начался второй этап президентской гонки между А.А. Хашеми-Рафсанджани и М. Ахмадинежадом, в поддержку Рафсанджани выступили влиятельные кандидаты в президенты - участники первого тура, считавшиеся реформаторами. Тогда многим показалось, что при такой поддержке основных конкурентов победа Рафсанджани была обеспечена. Однако тогда духовный лидер Ирана призвал избирателей проголосовать за "антизападного президента". "Отдайте голоса кандидату, который не понравится нашим врагам. Пусть это будет одним из критериев вашего выбора. Голосуйте за того, кто поддерживает революцию, религию, закон и не боится столкнуться с трудностями", - сказал Хаменеи. Понятно, за кого и против кого был направлен это призыв. Известно, что Рафсанджани неоднократно "мягко" высказывался за открытость Ирана, за сближение с США. И таким образом исход выборов был предрешен - Ахмадинежад стал девятым президентом Ирана.

И на этот раз, скорее всего, избиратели правильно поймут сигнал духовного лидера и догадаются, кто является тем самым "представителем своего народа, ведущим скромный образ жизни".

Безусловно, в самом Иране Ахмадинежад позиционируется как светский, но бесконечно преданный делу исламской революции самородок, выходец из низов, сделавший карьеру самостоятельно, исключительно благодаря завоеваниям исламского строя. Кроме того, и это отмечают даже его недруги, на протяжении всей своей карьеры он был кристально честен, справедлив и вел праведный, скромный образ жизни. Правительство девятого президента считается наименее коррумпированным и "чистым на руку" из всех предыдущих правительств страны. И этот факт неоднократно подчеркивался духовным лидером во время его открытых выступлений. При этом, отстаивая исламские ценности, Ахмадинежад был беспощаден к врагам и строг к недостаткам своих друзей.

Как отмечают эксперты, во внешнеполитической риторике Ахмадинежад также активно использует слово "справедливость". Он выступает за налаживание отношений со всеми государствами, которые "не проповедуют агрессию и силовые методы" в мировой политике. Безусловный приоритет он отдает связям с мусульманскими странами и соседями по региону, причем в плане их консолидации в борьбе против США и Израиля. Президент заявляет, что хочет мирно сосуществовать со всеми другими государствами. Единственным исключением является Израиль.

Одной из главных задач Ирана в современном мире Ахмадинежад считает проведение грани между "друзьями" и "врагами", а также выяснение тактики врагов Ирана, оказание конкретного сопротивления их планам и своевременное предупреждение иранской нации об исходящих от врагов угроз. Здесь опять на первые места выходят "сатана номер один" Америка и "сатана номер два" Израиль, или, по традиционной терминологии, принятой в Тегеране, "незаконный сионистский режим".

Также нельзя игнорировать и такой фактор, как возросшее во всех слоях населения недоверие к "муллократии". Ведь формально по своему происхождению и социальному статусу Ахмадинежад принадлежит к светской части иранского общества.

Кроме всего прочего, с именем Ахмадинежада связывают укрепление авторитета страны на международной арене. В Иране считают, что ему удается проводить наступательную внешнюю политику и противостоять Западу, и прежде всего США, пытающимся помешать Ирану развивать мирную атомную программу и внедрять новые технологии. За последние годы, благодаря деятельности президента, укрепилось положение страны в регионе, происходит развитие связей с исламским миром. Как прямое следствие активной международной политики Ирана рассматриваются победы ХАМАС, укрепление "Хезболлах" в Ливане, осложнение положения иностранного воинского контингента в Ираке и Афганистане. Даже принятие трех резолюций СБ ООН о санкциях рассматривается народом как вынужденная реакция на активизацию Ираном своей внешнеполитической деятельности. Открыто демонстрируемый рост обороноспособности Ирана также расценивается как достижение политики президента.

Что интересно, мнение о необходимости переизбрания Ахмадинежада высказывается и потому, что именно он, а никто другой, сам должен расхлебывать экономическую ситуацию в стране, сложившуюся по его вине. Учитывая, что за один срок никакой другой избранный президент не сможет размотать клубок проблем и лишь дискредитирует себя и тот политический фланг, который он представляет, переизбрание президента еще на один срок видится как неизбежность.

Другие ссылаются на традиции: президенту в последние два десятилетия давали возможность отслужить два срока, чтобы осуществить свою программу и полностью проявить себя. Эту возможность надо предоставить и Ахмадинежаду, чтобы не нарушать устоявшийся в стране порядок.

Что касается основного соперника действующего президента на выборах экс-премьер-министра Мир Хусейна Мусави, хотя он и позиционируется как представитель реформаторов, однако более 20 лет находился вне реальной политики и не поддерживал открыто ни один из политических флангов. Некоторые аналитики считают, что его следует рассматривать как прагматика, технократа, модерниста, склонного к проведению реформ, но в рамках консервативного течения. Другие называют его реформатором консервативного толка.

В Иране также полагают, что участвовать в выборах Мусави согласился не в результате приглашения, поступившего от лагеря реформаторов, а вследствие нажима на него консерваторов и рекомендаций представителей высших эшелонов власти, которые побоялись допустить прямого соперничества между бывшим президентом страны М.Хатами и Ахмадинежадом. Первые поездки бывшего президента-реформатора по стране в феврале-марте этого года показали, что он может получить значительную поддержку электората. Как известно, Хатами отказался принимать участие в выборах. По оценкам же экспертов, шансов у М.Мусави по привлечению дополнительных голосов намного меньше, чем было у Хатами. Его фигура может рассматриваться как символ достаточно успешного выживания ИРИ в условиях ирано-иракской войны и находить поддержку у людей средних возрастных групп, однако молодое поколение его совсем не знает.

С другой стороны, Мусави активно критикует правительство за рост инфляции, безработицы, разорение действующих предприятий, чрезмерное вмешательство государства в управление экономикой и дела частного сектора, бесконтрольный ввоз иностранных товаров, ставящий под угрозу существование внутреннего производителя.

Но, как отмечают эксперты, стоит ему только перейти к обсуждению конкретных шагов по улучшению существующей ситуации тут же возникает оговорка о том, что он не собирается коренным образом отказываться от экономического курса действующего президента, имеющего, с его точки зрения, и положительные моменты.

Одним словом, Мусави, ярый критик нынешнего кабинета министров, предупреждающий на митингах о губительных последствиях реализации плана реформ Ахмадинежада, в более спокойной обстановке отмечает, что в случае победы он обязательно проведет реструктуризацию субсидий, осуществит введение НДС, активизировав тем самым налоговую политику государства, и продолжит приватизацию, то есть воплотит в жизнь замыслы прежней администрации.

И, наконец, результаты опроса общественного мнения также склоняются на сторону действующего президента страны.

Так, иранское агентство Press TV сообщает о результатах опроса общественного мнения, проведенного в 29 иранских городах. Опрос показывает, что лидером президентской гонки в Иране является нынешний президент Махмуд Ахмадинежад, за которого готовы отдать свои голоса 58,6% опрошенных. Ранее проведенный правительственный опрос показал, что за Ахмадинежада проголосует 53%. Основной соперник Ахмадинеджада, бывший премьер Мусави может рассчитывать лишь на 21,9% голосов. В то же время уровень поддержки нынешнего президента в Тегеране несколько ниже, по сравнению с провинцией. Лишь 44% жителей иранской столицы готовы доверить судьбу страны Ахмадинежаду во второй раз.

Примечательно, что в Иране нет списка избирателей, поскольку нет системы прописки или регистрации. Иранец может голосовать на любом избирательном участке, в любом уголке страны. При этом проголосовавшему ставится в паспорт специальный штамп, чтобы он не мог еще раз выполнить свой гражданский долг.

По мнению экспертов, активность в городах обеспечивается за счет того, что горожане приходят на избирательный участок исключительно для того, чтобы получить штамп в паспорте. В противном случае у них могут возникнуть неприятности по месту работы или учебы. В сельской же местности активность обеспечивается, конечно, муллами местных мечетей и, не в последнюю очередь, усилиями многомиллионного народного ополчения "басидж", где командные должности занимают кадровые военнослужащие Корпуса стражей исламской революции (КСИР).

Есть еще одна особенность выборов в Иране. Дело в том, что по иранским законам время окончания голосования может неоднократно продлеваться ответственным за выборы министерством внутренних дел. На предыдущих выборах некоторые избирательные участки работали всю ночь, так сказать, до последнего посетителя.

Поэтому нет сомнений, что для увеличения явки избирателей и увеличения шансов на переизбрание Ахмадинежада административный ресурс будет использован исламскими государственными структурами в полной мере.

zerkalo.az

Предыдущая статьяCA-NEWS : NBCA: Ташкент развернет активную деятельность по усилению партнерства с западом
Следующая статьяРоссия, Турция и Иран в будущем могут столкнуться с проявлением сепаратизма со стороны армян