Тряхнуть целиной
22 мая 2009г. ? 20 (848) :: Деловая Неделя, Казахстан ::
Власти Казахстана в условиях кризиса экономики решили сделать ставку на развитие сельского хозяйства, но, кажется, лучше не надо
Вновь надел Саурон Единое Кольцо и облекся в мощь; и немногие, даже самые могучие Люди и Эльфы, могли вынести пышущий злобой взгляд Ока Саурона.
Джон Рональд Руэл Толкиен, «Сильмариллион»
«Третья волна развития Казахстана», которой премьер Карим Масимов назвал план президента Нурсултана Назарбаева по «инновационной индустриализации через сельское хозяйство», имея в виду большое значение ставки руководства страны на усиленное развитие этой отрасли, может быть предвестником «девятого вала», способного похоронить экономику республики вообще. Понятно, что в условиях кризиса руководству страны больше нечего предложить в качестве «витрины казахстанского экономического чуда»: самая передовая в СНГ банковская система оказалась миной под «экспрессом развития», нефтяная промышленность не смогла решить даже вопрос дешевого газа и бензина для самой страны, а строительство грозит стать памятником эпохи для будущих поколений - незаконченное, некачественное и некрасивое. Впрочем, самое неприятное тут даже не в том, что других стрел в колчане экономических успехов не осталось, а в том, что сельское хозяйство меньше всего подходит для того, чтобы демонстрировать успехи государственного менеджмента, проявившего себя во всей красе в вышеупомянутых отраслях. И чем меньше оно для «ручного управления» подходит, тем более опасно для села желание сверху «порулить».
Выступая перед партсъездом «Нур Отана», президент Назарбаев признал, что «банковский сектор не прошел проверку свободным рынком, став «проводником» внешних шоков, вызвавших цепную реакцию распространения кризисных импульсов в реальный сектор». «В результате в условиях кризиса все издержки вынуждено компенсировать государство как «кредитор последней инстанции». Приходилось спасать банки, оказавшиеся на грани банкротства, поддерживать вклады населения, защищать дольщиков, поддерживать малый и средний бизнес», - сказал он, не уточнив, что и безо всякого мирового кризиса «мыльный пузырь», надутый самой продвинутой в СНГ финансовой системой, рано или поздно должен был лопнуть.
Судя по его словам о том, что теперь предлагается «переориентироваться на технологическое перевооружение и широкомасштабную модернизацию аграрного сектора с учетом роста потребностей и роста цен на продовольственные товары во всем мире», а также по тому, что именно сельское хозяйство стало главной темой на Совете безопасности при президенте, власти страны решили сделать основную ставку развития именно на село. Но насколько она будет оправданной?
Пока Казахстан стремительно становился нефтяной и финансовой державой, Астана на зависть соседям демонстрировала внушительные темпы роста, а также неплохой пиар, благо крупные вертикальные структуры и объемы к этому располагали. Нечто похожее было со строительством, где все, в общем-то, налицо (кроме недоделок и брака) и чем выше здания, тем шире были улыбки на лицах чиновников. Но сельское хозяйство предполагает собой развитие не вертикальных - красивых, даже показательных - структур-небоскребов, с их впечатляющими цифрами и внешним видом, а горизонтальных структур, где как нигде даже самое крупное производство предполагает обрастание целыми стадами субъектов МСБ. Слишком много в нем задач, непозволительно мелких для гигантов, и слишком важно оно в качестве социально значимого бизнеса, в который вовлечены самые широкие слои не работников и служащих, а мелких и средних собственников. Между прочим, именно они по идее и должны формировать средний класс, на котором, как на крепком фундаменте или в хорошем черноземном огороде, должны прорастать государственность, национальная идея и патриотизм.
И президент в интервью государственным телеканалам уже после съезда сказал, что в целом индустриализация через село может стать новой национальной идеей. В целом он говорил абсолютно справедливые вещи, и о том, что «нельзя жить, уповая на богатства недр, на нефть и на газ - во-первых, они кончаются, во-вторых, колеблются цены», и о том, что Казахстану не стоит развивать собственные автомобиле- или самолетостроение, и том, что «альтернативы для диверсификации экономики нет», и о том, что завозить «40% колбасных изделий, 80% консервированных овощей, 40% сухого молока, 30% растительного масла и других продуктов питания» в условиях аграрной страны достаточно странно. Непонятно, правда, почему на это все обратили внимание через 17 лет, заполненных жизнью, с упованием на богатства недр, прожектами автомобильных заводов, буксующими планами диверсификации и гордостью за то, что народ научился торговать, а не производить (отсюда и импорт всего того, что мы можем делать сами). Но вернемся к сельскому хозяйству. Государственное участие в нем сегодня обрисовал сам же президент, говоря о том, что лишь на деньги, выделяемые государством, крестьяне начали посевную и смогут убрать урожай.
Странно называть максимально зависимый от дотаций и кредитов бизнес «крепким» или «поднявшимся на ноги». За все эти годы крестьянин или, лучше сказать, фермер так и не стал самостоятельным бизнесменом, способным аккумулировать прибыль, наращивать оборот, применять новые технологии. Из года в год он ждет подачек, потому как условий для успеха у него нет. Государство действительно могло бы превратить его в опору общества и материально обеспеченный слой, скостив, к примеру, налоги на 10 лет, организовав сельскохозяйственные биржи и уничтожив паразитирующих перекупщиков, но вряд ли именно об этом сегодня будет идти речь. Потому что эта тактика не дает быстрых результатов и сравнима с выращиванием многолетних деревьев. Судя по оглашенным планам, от сельского хозяйства будут требовать больших достижений, успехов и цифр, но оно в нынешнем виде - с безоборотными фермерами и устаревшей техникой - дать их просто не сможет. Решение одно - массированное государственное участие в сельскохозяйственном производстве, создание огромных вертикальных структур в сельском хозяйстве, которые бы начали давать все то, к чему привыкли отчеты правительства, - зашкаливающие графики, цифры с большим количество нолей и розовые репортажи с полей новой Целины. Вроде бы ничего плохого, кроме старой, как вставные зубы, советской аксиомы «государственное- значит ничье». Будут ли эффективны новые колхозы или, если хотите, госхозы? Кто будет владеть землей или орудиями ее обработки - это самый главный вопрос, который правильно решается только в пользу частного собственника. Без крепкого частного производителя село снова станет колхозом, а его - казахстанского фермера - придется еще долго растить, холить и лелеять.
Вывод о том, что государству лучше не превращать сельское хозяйство в еще один локомотив экономики со всеми вытекающими из этого вещами вроде раздувания мыльных пузырей, можно сделать хотя бы просто из списка бывших любимчиков власти, которые сегодня оказываются «плохишами», из-за которых страна оказалась в кризисе. Но если завтра они все же никуда не исчезнут, то для сельского хозяйства такое излишнее «внимание» может привести к окончательному развалу, наподобие того, который случился после того, как большевики пустили в расход кулаков.