Промышленная рокировка с одним выбывшим
Исекешев сменил Школьника, тот - оставил без должности Джакишева
22 мая 2009г. ? 20 (848) :: Деловая Неделя, Казахстан ::
«ДН» Мухтар Джакишев опровергал слухи о своей отставке всего за несколько часов до того, как она произошла
«ДН»
Поскольку на прошлой неделе президент правительство в отставку не отправил и выборы парламентские не объявил, то новый слух - об отставке Джакишева с должности президента «Казатомпрома», замене его на Школьника, а также переходе Мининдустрии, чьи полномочия и влияние планируется расширить, под руководством Асета Исекешева - сам Мухтар Еркынович опровергал непосредственно в день очередной властной рокировки.
Об отставке Джакишева заговорили уже достаточно давно, когда правительство национализировало БТА Банк, откуда была вытеснена команда его друга Мухтара Аблязова. В СМИ после этого появилась информация о том, что теперь из Казахстана могут уехать близкие к экс-банкиру люди, среди которых был назван президент «Казатомпрома». Сам он отрицал все эти слухи, а также обвинения, выдвинутые 1 апреля бывшим парламентарием Татьяной Квятковской (она обвинила его в продаже Аблязову за бесценок нескольких урановых месторождений).
Общий друг Аблязова и Джакишева, оппозиционный политик Булат Абилов, заявил радио «Азаттык», что имеет место «заказ», направленный на смещение главы «Казатомпрома» с должности, и не исключил, что против него может быть возбуждено и уголовное дело. Отвечая на вопрос агентства КазТАГ по поводу вероятности своей отставки, вчера, за несколько часов до нее, сам Мухтар Джакишев заявил: «Ни о каком увольнении мне никто не говорил. Скорее всего, это слухи. О назначении на мое место Владимира Школьника ничего не слышал».
Пока мало что известно о связи между отставкой Джакишева и проверкой обвинений Квятковской, кроме того, что она произошла по представлению Генпрокуратуры, что дает основания ожидать некое продолжение - или в виде уголовного дела, или в виде отсутствия предложения занять другую государственную должность.
В итоге премьер Карим Масимов сам озвучил все перестановки. «Глава государства подписал указ о назначении Асета Исекешева министром индустрии и торговли, освободив от должности помощника президента», - сказал премьер, представляя коллективу Министерства индустрии и торговли нового главу ведомства.
Говоря о новом назначенце, премьер отметил, что он «много лет работал в сфере министерства на разных должностях, три года из которых был вице-министром», «то есть системную работу знает, поэтому именно на него сейчас пал выбор главы государства».
В Астане давно говорят о перераспределении полномочий и подчинения институтов развития от «Самрук-Казыны» к Мининдустрии, и премьер отчасти подтвердил это, заявив, что Исекешеву теперь необходимо «персонально возглавить совет директоров Банка развития, может быть, ряд институтов надо сконцентрировать вокруг министерства». Кроме этого он поручил новому министру в кратчайший срок «представить ваше предложение о наделении дополнительными полномочиями министерства, передаче, возможно, ряда структур, ведомств в ведение вашего министерства». Тут уж не скажешь иначе, чем «дал ключи от квартиры, где деньги лежат».
В общем, в Астане не просто сменили Школьника, но и привели на его место человека с полномочиями, которые он сам должен определить, по крайней мере, отчасти, ведь не обязательно ему дадут все, что он попросит. Хотя, с другой стороны, еще никому не предоставляли возможность вот так самому предлагать, чем он будет заниматься. Сложно представить себе более четкую форму проверки влияния тех людей, которые пролоббировали Исекешева. В этом отношении есть мнение, что назначение нового министра - это не уменьшение влияния руководства «Самрук-Казына», а наоборот - увеличение его на ведомство, куда уйдут из холдинга часть структур.
Что касается Школьника, то для него новое назначение, видимо, будет некоей формой синекуры, поскольку ясно, что с таким вице-президентом, как в «Казатомпроме» особенной самостоятельностью отличиться не удастся. «Мы будем рекомендовать Владимира Школьника возглавить компанию «Казатомпром», - сказал премьер Масимов, пролив бальзама, указывая, что значение развития атомной энергетики для Казахстана «не слабее, а может быть, даже больше, чем развитие нефтегазового сектора».
Поблагодарив экс-министра, Карим Масимов несколько фамильярно вспомнил его заслуги: «Владимир Сергеевич с честью, как всегда, на всех участках, которые ему поручал президент, с достоинством решал все поставленные задачи. В этот непростой кризисный период на Министерство индустрии и торговли во главе с Владимиром Сергеевичем было возложено очень много задач..., которые с успехом решались». Впрочем, это и понятно, ведь, как сказал премьер, Школьник не только «старый добрый соратник нашего президента», но и «близкий друг» самого Масимова.