CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

БУДУЩАЯ АРХИТЕКТУРА БЕЗОПАСНОСТИ

29 июля 2009

БУДУЩАЯ АРХИТЕКТУРА БЕЗОПАСНОСТИ

ВПК ?29 (295) 28 июля - 3 августа 2009 года

ОРГАНИЗАЦИЯМ ЕВРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА НЕОБХОДИМА ЕДИНАЯ ПОЗИЦИЯ

Военно-политическая элита России дискутирует по поводу выдвинутой президентом страны, Верховным главнокомандующим Дмитрием Медведевым идеи о создании Договора о европейской безопасности. Заместитель начальника Генерального штаба ВС РФ, председатель Военно-научного комитета Генерального штаба ВС РФ генерал-полковник Анатолий Ноговицын отвечает на сомнения Запада: для выполнения этой задачи Россия не будет стремиться формировать новые военно-политические альянсы, разрушая устоявшиеся. Все действующие на евроатлантическом пространстве в сфере безопасности организации - НАТО, ОБСЕ, ЕС, СНГ, ОДКБ должны достичь исчерпывающей договоренности.

АКЦЕНТ - НА ДИАЛОГ С США

«В рамках Совета Россия - НАТО принято много документов, в которых декларируется принцип обеспечения безопасности коллективными усилиями, и тем не менее становится очевидным, что эти принципы не применяются на практике», - говорит Анатолий Ноговицын. Россия не стремится демонтировать эту архитектуру, ликвидировать существующий механизм НАТО. Нужно исходить из принципов реализма во внешнеполитической деятельности. Поэтому главное - активизировать переговорный процесс по тем направлениям, где не работает принцип обеспечения безопасности коллективными усилиями.

Не должно быть на евроатлантическом пространстве военной угрозы, нестабильности, а также гонки вооружений. «Реакция Запада на предложение России о начале конструктивного диалога по вопросам преодоления кризиса общеевропейской структуры безопасности была сдержанной. Наиболее критическую позицию заняли США и поддерживающие их государства, такие, как Великобритания, Канада, страны Балтии и ряд государств Восточной Европы. Их представители заявляют о пропагандистском характере российских шагов, которые якобы направлены на подрыв основ НАТО и нацелены на достижение Россией односторонней выгоды, - констатирует генерал Анатолий Ноговицын. - Ряд западных государств, такие, как Германия, Франция, Испания, не отвергают пересмотра существующей архитектуры безопасности и сотрудничества, но выступают за сохранение ключевой роли НАТО в обеспечении мира в Европе».

Заместитель начальника Генерального штаба (НГШ) подчеркнул, что опыт переговоров показывает: Америка совместно с ведущими странами Запада категорически возражает против любых ограничений деятельности НАТО, препятствуя при этом ратификации Соглашения об адаптации ДОВСЕ и доработке основных документов в рамках ОБСЕ. В процессе построения новой архитектуры безопасности НАТО ищет возможность сохранить главные военно-политические рычаги своего влияния на ситуацию в Европе.

«Практическая работа по поиску «развязок» продолжается в основном в российско-американском формате. США, играющие ведущую роль в НАТО, основной переговорный процесс замкнули на представителей двух столиц - Вашингтона и Москвы. Российско-американский проект пакетного решения при условии существенной и качественной доработки может стать базисом для подготовки комплексного документа по восстановлению жизнеспособности режима контроля над обычными вооружениями в Европе», - отмечает генерал Анатолий Ноговицын. В основе проекта пакетного решения заложена концепция параллельных действий.

Однако в обмен на предусмотренные конкретные действия Россия получает довольно расплывчатые обещания со стороны НАТО, выполнение которых ничем не гарантировано. План параллельных действий, предусматривающий начало ратификации Соглашения об адаптации ДОВСЕ странами Североатлантического альянса и рассмотрение российских предложений в обмен на вывод российских миротворцев из Приднестровья, был предложен американцами с целью вынудить Россию отказаться от моратория на выполнение ДОВСЕ, считает Анатолий Ноговицын.

Однако позиция России непреклонна. Глава Комитета Госдумы РФ по международным делам Константин Косачев предупреждает: «Приднестровская тема никогда не будет для России разменной монетой. Россия поддержит то решение, к которому придут стороны (Молдавия и Приднестровье) в ходе равноправного диалога. Россия будет вносить решающий вклад в то, чтобы этот процесс не останавливался».

Однозначно высказался и командующий российским миротворческим контингентом в Приднестровье. Полковник Анатолий Зверев подчеркивает: «18 марта этого года в Москве президентом России Дмитрием Медведевым, президентом Молдавии Владимиром Ворониным и президентом Приднестровской Молдавской Республики Игорем Смирновым было подписано совместное заявление. В документе отмечена положительная роль миротворческой операции России. Вместе с тем говорится о возможной ее трансформации, но при условии политического урегулирования приднестровского конфликта. До настоящего времени мы не можем говорить о том, что этот конфликт прекращен де-юре. Пока нет подписанных документов о том, что стороны достигли определенных договоренностей, пришли к единому мнению и этот вопрос урегулирован. И пока эта оговорка в заявлении президентов остается в силе, мы будем находиться здесь». Трансформироваться миротворческая миссия России после возможного приднестровского урегулирования будет в мирогарантийную операцию под эгидой ОБСЕ.

«США настойчиво проводят линию по превращению ОБСЕ в инструмент достижения своих внешнеполитических целей. Это обусловливает дальнейшее ослабление роли и авторитета ОБСЕ как площадки для политического диалога и принятия решений по всему спектру вопросов европейской политики», - указывает на один из основных факторов, мешающих реформированию системы евроатлантической безопасности, заместитель НГШ Анатолий Ноговицын. Например, предложения России по реформированию ОБСЕ с переносом акцента в ее деятельности от правозащитных вопросов к решению проблем обеспечения безопасности наталкиваются на противодействие, идущее прежде всего от США.

Генерал Анатолий Ноговицын убежден, что сегодня целесообразно сосредоточить основные усилия по интенсификации диалога в военно-политической сфере именно с США. Это обусловлено тем, что доминирующее влияние на руководство всех основных субъектов евроатлантической системы коллективной безопасности оказывает Вашингтон. Американцы добиваются от европейских союзников сохранения в будущем своей центральной роли как в НАТО, так и в евроатлантической архитектуре безопасности, и не учитывать этот мощный политический вектор давления нельзя.

Заместитель НГШ поделился своим мнением: «Идею Венского документа, принятого на Форуме ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности в 1999 году в рамках Стамбульского саммита ОБСЕ, можно было бы использовать в совместной работе с нашими западными партнерами по Договору о европейской безопасности». Например, в вопросах инспекционной деятельности Венский документ в целом отвечает интересам России.

Основными направлениями Венского документа являются: обмен информацией и осуществление мер повышения транспарентности; консультации и сотрудничество в отношении необычной военной деятельности; сотрудничество в отношении опасных инцидентов военного характера; организация посещений для устранения озабоченности в отношении военной деятельности; осуществление контактов и военного сотрудничества; предварительное уведомление об определенных видах военной деятельности; наблюдение за определенными видами военной деятельности; соблюдение ограничительных положений; осуществление мер контроля; развитие региональных мер доверия и безопасности.

Анатолий Ноговицын подчеркивает, что в аспекте контроля над обычными вооружениями Венский документ переговоров по мерам укрепления доверия и безопасности остается важным элементом. Также выполняется Договор по открытому небу ОБСЕ. «Такая практика помогает на должном уровне обеспечивать доверие и транспарентность, компенсировать потери информации о вооруженных силах государств - участников ОБСЕ», - отмечает положительные аспекты Анатолий Ноговицын. Однако и этом формате уже наметилась деградация режима контроля над вооружениями.

Генерал Анатолий Ноговицын приводит в пример недавние события в Грузии: страны НАТО не отреагировали на отказ грузинского руководства в январе 2009 года выполнить обязательства по Венскому документу, когда Грузия не приняла российские инспекционные группы «по политическим мотивам». Заместитель НГШ уточняет: «Данные разведки показали, что отказ Тбилиси от проведения российских инспекционных поездок по грузинской территории в январе 2009 года под надуманным предлогом (якобы форс-мажорных обстоятельств, вызванных событиями августа 2008 года) обусловлен по существу тем, что власти Грузии опасаются вскрытия фактического нарушения Плана по урегулированию грузино-югоосетинского конфликта Медведева - Саркози».

КОНКРЕТНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ

Анатолий Ноговицын очертил несколько конкретных тактических шагов, способных продвинуть переговорный процесс по новой архитектуре евроатлантической безопасности - Договору о европейской безопасности. Во-первых, нужно подать четкий сигнал, подтверждение российской позиции в отношении всех основополагающих документов и существующих режимов контроля над вооружениями. Необходимы адаптация и пересмотр соглашений в соответствии с современными условиями.

Во-вторых, в Договоре о европейской безопасности должны найти отражение вопросы и предотвращения конфликтов, и контроля над вооружениями в европейском регионе. Эти два аспекта необходимо обсуждать как в ОБСЕ, так и в Совете Россия - НАТО. Для расширения переговорных возможностей с НАТО по линии Министерства обороны, МЧС и других ведомств в России создана Межведомственная комиссия по взаимодействию с НАТО и выполнению Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Россией и Организацией Североатлантического договора. Президент России Дмитрий Медведев утвердил состав комиссии, председателем которой назначен глава МИДа РФ Сергей Лавров.

В настоящее время НАТО официально запустило процесс широкого обсуждения новой Стратегической концепции Североатлантического альянса, которая не менялась с 1999 года и является одним из ключевых политических документов альянса. Это реальная возможность начать продвигать интересы России в идеологию НАТО через активное участие в экспертном обсуждении новой стратегической концепции. Круг вопросов, предлагаемых широкой мировой общественности, включает сферу безопасности и противодействия новым угрозам и вызовам.

Недавно в Брюсселе (7 июля) под председательством действующего Генерального секретаря НАТО Яапа де Хооп Схеффера и избранного Генерального секретаря НАТО Андерса Фог Расмуссена прошла специальная конференция НАТО, посвященная новой стратегической концепции. На конференции выступали с докладами бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт, генеральный директор МАГАТЭ Мухаммед эль-Барадей, верховный главнокомандующий Командованием НАТО по трансформации генерал Джеймс Маттис, бывший комиссар ЕС по внутренним делам и юстиции Антонио Виторино, председатель Военного комитета ЕС генерал Анри Бентежеа, директор-исполнитель Всемирной продовольственной программы ООН Джозет Ширан, генеральный директор компании «Эни» Паоло Скарони. Это свидетельствует о том, что новая стратегическая концепция альянса будет отражать такие вызовы и угрозы, как ядерное ОМУ, энергетическая безопасность, продовольственный кризис, миграционные потоки в Евросоюзе и т. п. Все это импонирует тематике нового Договора о европейской безопасности, успешность согласования которого, несомненно, будет зависеть от подходов новой стратегической концепции НАТО.

В-третьих, «учитывая растущий авторитет Евросоюза в сфере кризисного реагирования, тема предотвращения и урегулирования конфликтов была бы уместна в рамках саммитов Россия - ЕС, на которых обсуждается новое базовое Соглашение о партнерстве и сотрудничестве», - предлагает генерал Анатолий Ноговицын.

В-четвертых, наилучшим образом координацию межведомственных усилий по подготовке российских предложений для европейских и североатлантических партнеров может осуществлять Совет безопасности России, так как именно эта организация исчерпывающе компетентна в вопросах безопасности. Совбез способен проанализировать все имеющиеся различия в подходах стран Запада и международных организаций к процессу реформирования механизмов евроатлантической безопасности. После межведомственного согласования наработанный комплекс мер можно будет заложить в основу юридически обязывающего Договора о европейской безопасности.

Более того, Совбез России обсуждает будущий Договор о европейской безопасности в рамках Комитета секретарей советов безопасности ОДКБ. Секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев заявил: «Секретари советов безопасности ОДКБ поддерживают инициативу Российской Федерации о заключении юридически обязывающего Договора о европейской безопасности, который позволил бы создать единую и надежную систему коллективной безопасности в Евроатлантике».

Николай Патрушев отметил, что государства - члены ОДКБ, исходя из необходимости разработки такого документа при равном участии всех стран и международных организаций, действующих на евроатлантическом пространстве, приветствуют российско-французскую инициативу о проведении на площадке ОБСЕ с привлечением СНГ, ОДКБ, ЕС и НАТО паневропейского саммита для обсуждения будущей архитектуры безопасности. Заместитель НГШ Анатолий Ноговицын подчеркивает: «В работе с нашими союзниками по ОДКБ необходимо наращивать усилия по формированию единой позиции стран-участников в отношении Договора о европейской безопасности».

В-пятых, наиболее существенные предложения по будущей структуре безопасности на пространстве от Ванкувера до Владивостока, а также главные принципы ее функционирования полезно предварительно обсудить непосредственно с полномочными представителями президента США Барака Обамы.

В-шестых, необходимо информационно-пропаган-дистское обеспечение на межведомственном уровне мер по разработке Договора о европейской безопасности. Анатолий Ноговицын предложил создать единую государственную Стратегию по внешнеполитической и внутригосударственной пропаганде, которой будет предусмотрена активизация деятельности СМИ и общественных организаций в формировании общественного мнения и разъяснении подходов России к военно-политическому реформированию системы евроатлантической безопасности.

Для широкого обсуждения проблематики будущего Договора о европейской безопасности и изучения общественного мнения о российских предложениях должны быть использованы возможности специализированных ресурсов на русском и иностранном языках в Интернете.

Нужно организовывать форумы научно-экспертного сообщества, парламентские слушания и неформальные дискуссии общественных организаций, международные конференции. «Заслуживает внимания идея создания межнациональной экспертной группы из числа сторонников инициативы Договора о европейской безопасности для координации усилий международного научно-экспертного сообщества по разработке договора, на которую была бы возложена задача по выработке концепции будущего документа», - добавляет заместитель НГШ.

«Одним из направлений этой работы должно стать разъяснение населению европейских стран опасности риска, связанного с размещением на территории Евразийского континента элементов американской национальной системы ПРО. Важно объяснять европейцам, что американская внешняя политика на международной арене направлена на обеспечение собственной безопасности США в ущерб интересам безопасности стран Европы», - настоятельно утверждает генерал Анатолий Ноговицын.

Президент России Дмитрий Медведев в ответ на заявления США о размещении объектов ПРО в Восточной Европе заверил американскую сторону в незамедлительной установке в Калининграде ядерных комплексов «Искандер». «Россия оставляет за собой право разместить оперативно-тактические комплексы «Искандер» в любой области своей территории, в том числе и в Калининградской области. Этого России не запрещает ни один международный договор», - прокомментировал начальник вооружения ВС - заместитель министра обороны РФ генерал армии Владимир Поповкин. «Искандер» может полностью нейтрализовать боевой потенциал возможной ПРО в Польше и Чехии.

Ольга ЮРЬЕВА

vpk-news.ru

Предыдущая статьяА.Асроров: Грузите деньги мешками. Нынешнее состояние денежного обращения в Узбекистане требует хирургического вмешательства
Следующая статьяТаджикистан подает в суд на христианских миссионеров