CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

ferghana-blog.livejournal.com

Блог Ферганы.Ру - Надомный труд в Узбекистане: Реальная помощь или фикция?

19 августа 2009

Надомный труд в Узбекистане: Реальная помощь или фикция?

18 Авг, 2009 at 10:05 PM, Блог Ферганы.Ру

Большая часть граждан Узбекистана живет за чертой бедности, хотя власти утверждают, что жители зарабатывают от трехсот долларов ежемесячно. Это не соответствует действительности. Социальная напряженность в стране растет, заставляя власти придумывать различные способы для повышения уровня благосостояния людей. Но, как водится в Узбекистане, любая, порой даже самая благородная инициатива в конечном итоге не приносит ожидаемого эффекта. Это произошло и с инициативой президента Узбекистана организовать повсеместно по стране надомные хозяйства. Сегодня те, кто записался в надомники, волком воют от бесконечных налогов, которые им приходится платить с мизерных доходов от реализации своих доморощенных товаров и услуг. А бизнесмены и предприниматели не знают, куда бежать от чиновничьего произвола и мощной административной дубинки, которой стращают тех, кто не хочет организовывать не выгодный для его предприятия надомный труд.

Гладко было на бумаге

Еще пятого января 2006 года Ислам Каримов издал указ «О мерах по стимулированию расширения кооперации между крупными промышленными предприятиями и производством услуг на базе развития надомного хозяйства». Тогда было заявлено, что реализация указа позволит десяткам тысяч людей получить работу и стабильный средний заработок. Но гладко оказалось только на бумаге. Реализация указа мало изменила жизнь людей, не имевших постоянной работы и нормального заработка. Все дело в том, что надомникам платят гроши. Некоторые из них, выполняя достаточно сложную работу, за месяц могут заработать около 80 тысяч сумов (около 43 долларов). Хотя практически ежедневно в информационной телепрограмме «Ахборот» показывают счастливых надомников, которые хвалят президента за принятие указа. На самом деле оптимизм по поводу его реализации высказывают единицы.

Махлие Шадиметова пенсионерка, ей 65 лет. Работала всю жизнь, но заработала себе пенсию в размере лишь 160 тысяч сумов - около 85 долларов. Даже старому одинокому человеку в Узбекистане на такую сумму можно жить только впроголодь. Поэтому Махлие Сафаровна решила податься в надомницы: по вечерам шьет одежду для предприятия «Махсус иш кийим». За этот труд ей платят 60 тысяч сумов ($33). С этой суммы удерживаются налоги. Благо, Махлие-опа на пенсии и ей приходится платить лишь один вид подоходного налога, а те, кто, кроме надомной, имеет еще и другую работу, отчисляют подоходный налог и со второй зарплаты. Мало того, помимо этих двух видов налога узбекские надомники вынуждены платить еще и совокупный налог - с двух рабочих мест. Маразм? Но так оно и есть.

Надо заметить, что вопрос отчисления налогов надомниками находится на особом контроле Республиканского налогового комитета Узбекистана, а его глава Батыр Парпиев постоянно напоминает своим подчиненным, чтобы они не ослабевали хватку и теребили «богатеньких» надомников, иначе государство, подарившее им право на труд (и затем, по сути, ограбившее их) обеднеет.

Между тем, постановлением Кабинета Министров республики от 11 января 2006 года предприятия, размещающие заказы на производство товаров, работ и услуг у надомников с 1 февраля 2006 года, на пять лет освобождены от уплаты единого социального платежа. Логика чиновников проста: надо стимулировать предприятия нанимать надомников. Но логики как раз и не получается. Предприятия, которые получают многомиллионные доходы, от уплаты налогов освобождены, но все налоговое бремя государство перекладывает на хрупкие плечи надомников, которые получают гроши. Видимо, в Кабинете Министров Узбекистана работают люди настолько далекие от реальной жизни простых сограждан, что полагают, что стимулирование предприятий позволит увеличить число надомников в стране. Не позволяет. Люди, видя, сколько денег им приходится отчислять в качестве налогов, просто отказываются от дополнительной работы.

Реализация указа поставила в сложное положение многих узбекских предпринимателей: от них в ультимативной форме потребовали изыскать средства для организации надомных хозяйств, заявив, что за этим пристально следит сам президент. Один из узбекских бизнесменов на условиях анонимности поделился своей историей на этот счет: «Наша небольшая фирма занимается реализацией парфюмерных изделий. Так к нам обратились сначала с махаллинского (квартального) комитета, а затем и из налоговой инспекции пришли с просьбой побыстрее организовать при предприятии надомное хозяйство. Смешно! Какое надомное хозяйство можно организовать при фирме, реализующей косметику?! Зачем, используя административный ресурс, занимаясь прямым шантажом и давлением на предпринимателей, отрывая их от работы, заставлять организовывать надомный труд там, где это априори невозможно! Мы не можем предложить работу просто человеку с улицы, в нашем деле нужны компетентные специалисты. А что предлагают чиновники? Брать всех и предоставлять работу. Но, может, проблему занятости, должны решать не бизнесмены, а само правительство, в чью компетенцию это входит. Или оно расписалось в своем бессилии, а ответственность переложило на нас? У меня много друзей-предпринимателей, которые тоже страдают от этой «благородной» идеи, и они не раз обращались, в том числе и в Республиканский налоговый комитет с просьбой выслушать их предложения о том, как лучше организовать такие хозяйства и реально помогать людям. Но их даже не впустили в здание. А они предлагают следующее.

Во-первых, надомные хозяйства нужно организовывать только на тех предприятиях, где они нужны. Освободить надомников от уплаты всех налогов, а переложить это бремя на предприятие. Для солидной компании это небольшие деньги, но зато число работников увеличится, и можно будет повышать плату за труд. А сегодня надомников воспринимают просто как дешевую рабочую силу, по сути, как гастарбайтеров в своей же стране. Хоть и пытаются создать миф о том, что организация надомного труда помогла тысячам людей справиться со своими материальными трудностями. Это ложь. Предложений не так много, в отличие от спроса. Люди не хотят работать за гроши, а если бы акценты были расставлены правильно, то действительно можно было бы помочь большому количеству простых людей. Но у нас как обычно: хотят как лучше, а выполняют-то указы местные чиновники, чьи умственные способности зачастую оставляют желать лучшего». И на самом деле благородное, казалось бы, начинание извратили, доведя ситуацию до абсурда.

В Узбекистане большинство вопросов чиновники решают путем оказания давления. Аналогично поступают и в случае с надомниками, на которых давят, в первую очередь, председатели махаллинских комитетов: они курируют вопрос организации надомного труда на своей отдельно взятой территории. И если тот или иной предприниматель оказался несговорчивым и слишком самостоятельным, то глава махалли (общины) знает, куда нужно «стучать», чтобы вразумить незадачливого буржуа.

Кто в сухом остатке?

Сегодня надомниками являются, в основном, люди с ограниченными возможностями: пособие по инвалидности мизерное, на работу в обычное учреждение, организацию или предприятие их, как правило, не берут. В Узбекистане не предусмотрена организация трудовых вахт для людей с физическими недостатками. Поэтому они и пополняют количество надомников. Хотя когда «надомное движение» только начиналось, среди здоровых людей число желающих получить дополнительный заработок было значительным. До тех пор, пока они не столкнулись с недостатками предложенных государством правил игры для этого вида трудовой деятельности, которые пересилили его достоинства. Помощь людям - только на словах, реальность оказалась иной. Так кто же остался в сухом остатке?

Евгений Львов, Фергана.Ру

ferghana-blog.livejournal.com

Предыдущая статьяБогословы на страже
Следующая статьяTREND: Мир и стабильность в Афганистане невозможны без соблюдения норм права всеми гражданами страны - эксперт