Медведев предлагает собрать в Баку экспертов по безопасности на Каспии
19 Августа 2009, Echo
В скором времени он собирается провести переговоры с президентами всех постсоветских прикаспийских государств
Р.ОРУДЖЕВ
Президент России Дмитрий Медведев считает необходимым вернуться к идее создания Организации Каспийского экономического сотрудничества. "Существенный вклад в расширение экономических связей могло бы внести создание Организации каспийского экономического сотрудничества", - сказал Медведев на совещании в Астрахани по вопросам Каспийского сотрудничества. Он напомнил, что этот вопрос обсуждался в Астрахани осенью прошлого года на Межправительственной экономической конференции. "И хотя решений не было принято, интерес к этой идее был достаточно значительный. Я думаю, что эту работу нужно было бы продолжить", - сказал Медведев. Межправительственная экономическая конференция в Астрахани состоялась 3-4 октября прошлого года на уровне вице-премьеров. На конференции рассматривался вопрос создания Организации Каспийского экономического сотрудничества (ОКЭС), однако соответствующая рекомендация главам прикаспийских государств принята не была. В поддержку создания организации изначально выступали российская и иранская стороны, позже - Казахстан и Азербайджан. Туркменистан был против. С целью сближения позиций в этом вопросе Россия внесла предложение о проведении в Астрахани второй подобной конференции, но эта идея пока не встретила поддержки прикаспийских государств.
В ходе совещания в Астрахани по вопросам международного сотрудничества в Каспийском регионе президент РФ Дмитрий Медведев призвал активизировать переговоры по статусу Каспия. "Россия кровно заинтересована в том, чтобы Каспий продолжал оставаться зоной добрососедства, стабильности и взаимовыгодного сотрудничества", - сказал Медведев. В этих целях, по его словам, "необходимо активизировать переговорный процесс по определению правового статуса Каспийского моря". Президент РФ напомнил, что решением этой задачи Россия и другие страны региона занимаются уже 12 лет. "Скажу прямо: эти переговоры идут непросто, а временами просто не идут", - посетовал Медведев. В связи с этим он призвал как можно быстрее провести встречу экспертов по выработке пятистороннего соглашения о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспии. Выступая на совещании в Астрахани, глава российского государства отметил, что "медленно, но все же продвигается инициатива о многостороннем взаимодействии об обеспечении безопасности на Каспийском море".
"Поэтому необходимо делать все возможное для ускоренного созыва в Баку встречи экспертов для предметной проработки пятистороннего соглашения о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспии. И такие поручения будут даны с нашей стороны", - подчеркнул Дмитрий Медведев.
"Необходимо окончательно определиться с правовым статусом Каспийского моря", - заявил президент России в ходе своего выступления на совещании по прикаспийскому сотрудничеству, которое проходит в Астрахани с участием ключевых фигур правительства РФ и руководителей российских регионов, граничащих с Каспийским морем. "Переговоры о статусе Каспия продолжаются 12 лет, и пока их результаты мизерны. И, скажу прямо, эти переговоры идут очень непросто. Можно сказать, временами просто не идут. Это вязкая, тягучая, тяжелая работа. Но нам очевидно, что в интересах всех прибрежных государств придать работе над Конвенцией о правовом статусе Каспия серьезный политический импульс". Д.Медведев отметил, что в этой области, конечно, есть и позитивные моменты. "В частности, в сфере недропользования. Например, удалось разграничить дно в северной части Каспия с Азербайджаном и Казахстаном. Этот положительный опыт может быть использован для разграничения южной части моря. Тут есть, конечно, сложности. В частности, это связано с формами делимитации: как разграничивать воду, дно. Тем не менее при наличии доброй воли эти решения можно принять".
Медведев заявил, что для России приоритетом на Каспии являются "интересы Российской Федерации и других прикаспийских государств". "Именно этими приоритетами мы и будем руководствоваться на переговорах о правилах и принципах взаимодействия на Каспии", - сказал президент РФ.
Большое значение, отметил Медведев, имеет укрепление многосторонней договорно-правовой базы в природоохранной сфере. "В частности, нам необходимо завершить работу над протоколами Тегеранской рамочной конвенции о защите морской среды Каспийского моря", - уточнил президент.
Медведев сообщил, кроме того, что в ближайшее время проведет ряд встреч с главами государств Прикаспийского региона. "У меня в ближайшее время будет целый ряд встреч с нашими партнерами по каспийскому сотрудничеству, с главами государств. Я надеюсь, что в ходе нашего сегодняшнего совещания мы выработаем определенные решения, которые помогут продвинуть уровень нашего взаимодействия, поднять уровень такого взаимодействия с нашими соседями по этому вопросу", - отметил Д.Медведев.
"Любые вопросы, касающиеся каспийских трубопроводов, должны решаться на основе согласия пяти прикаспийских государств", - заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров. Он отметил, что российская позиция остается неизменной в связи с этим вопросом. "Российская позиция очень проста. Любые проекты, касающиеся каспийских трубопроводов, должны рассматриваться исключительно на основе согласия пяти прикаспийских государств. Любое другое Россия считает неприемлемым. Есть такие идеи, которые высказываются прежде всего нерегиональными странами", - высказал свою гипотезу Лавров.
К теме совещания имеет также отношение телефонный разговор, который состоялся вчера между президентами Азербайджана и Казахстана Ильхамом Алиевым и Нурсултаном Назарбаевым. Как сообщает пресс-служба президента Казахстана, в ходе телефонного разговора главы государств обсудили нынешнее состояние и перспективы двусторонних отношений, а также подготовку к предстоящему в октябре визиту президента Казахстана в Баку. В ходе беседы были обсуждены, в частности, вопросы экономического сотрудничества в сфере энергетики и транспортировки углеводородов. Речь шла также о развитии многостороннего взаимодействия в Прикаспийском регионе. Как сообщили в пресс-службе президента Казахстана, лидеры двух стран достигли договоренности продолжать двусторонние контакты на высшем уровне, в том числе в рамках официальных визитов и неформальных саммитов. Также был обсужден ход выполнения договоренностей, достигнутых на переговорах в Москве в июле текущего года и подготовка к предстоящему в октябре визиту президента Казахстана в Баку.
Затем стало известно, что телефонный разговор состоялся и между президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым и президентом РФ Дмитрием Медведевым. Об этом сообщил официальный сайт главы Казахстана. Главы государств обсудили повестку дня предстоящей встречи на высшем уровне в Оренбурге в рамках Форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России, а также широкий круг вопросов развития двусторонних отношений. В ходе беседы была достигнута договоренность о проведении в Актау неофициальной встречи президентов Азербайджана, Казахстана, России и Туркменистана, на которой будут обсуждаться вопросы развития межгосударственных отношений и взаимодействия прикаспийских государств, в том числе ход переговорного процесса по статусу Каспийского моря.
"Заявление президента РФ Дмитрия Медведева о статусе Каспийского сектора является просто рекомендацией", - заявил вчера СМИ политолог Расим Мусабеков, комментируя указание Медведева на заседании в Астрахани об ускорении работ в направлении по подготовке Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. Политолог считает, что Туркменистан, выступивший недавно с неуместными претензиями, заявления Медведева не разубедят. "К сожалению, Туркменистан выступает с неуместными претензиями. Но я не думаю, что непосредственно после этих слов Ашгабат передумает. Туркменистан не находится ни в никакой зависимости от России". По словам Р.Мусабекова, выступление Медведева может быть принято как рекомендация, адресованная Туркменистану. "Это рекомендация. И Азербайджан, и Казахстан неоднократно заявляли Туркменистану, что необходимо прийти к соглашению. Но пока Туркменистан не собирается отступать от своих претензий. Претензии о том, что Абшеронский полуостров не должен учитываться при определении морских границ, абсолютно неуместны. Почему он не должен учитываться? На этот вопрос даже они сами не могут найти ответа".
Политолог отметил, что в настоящее время есть напряженность между Туркменистаном и Россией, обе страны никак не придут к согласию по вопросу газа. "Ни Туркменистан не продает России газ, ни сам не покупает газ у России. Россия пытается изменить ранее подписанное соглашение. Ашгабат не соглашается на это. В их отношениях нет положительной ситуации".
В целом выступление Медведева, по мнению политолога, ничего не значит. "Он говорит: "Необходимо заключение соглашения". Мы тоже это говорим. Но пока все это остается лишь словами".
Московские СМИ писали вчера, что совещание по вопросам прикаспийского сотрудничества, состоявшееся в Астрахани под руководством Дмитрия Медведева, означает: Каспийский регион - один из важнейших для России. Косвенное подтверждение этому - и августовский визит Владимира Путина в Анкару. Там российский премьер договорился о начале работ по изучению дна в турецких водах Черного моря и последующей прокладке там "Южного потока". Достигнутые с Турцией договоренности эксперты считают элементом борьба между европейским газопроводом "Набукко" и российским "Южным потоком". Европа пытается продвинуть свой проект как "освобождение" от российского газа, Москва всеми силами борется за свой проект и старается подорвать позиции конкурента. А в "оплату" за решения по "потоку" российская нефть пойдет по новому турецкому трубопроводу Самсун-Джейхан в обход перегруженных Босфора и Дарданелл (что, кстати, спасет этот проект от "высыхания" из-за нехватки нефти).
Ясно, что Москва решила пойти ва-банк по "Южному потоку". Очевидных причин тому несколько. Во-первых, в свете позиции Болгарии, где новое правительство в порыве популизма и демонстрации "евролояльности" приостановило осуществление соглашений по "Южному потоку". На фоне колебаний других стран ЮгоВосточной Европы РФ просто махнула рукой на все эти бесконечные дипломатические маневры, дабы, не оглядываясь на переменчивых и своенравных европейцев, дать проекту путевку в жизнь. И в этом контексте договоренности с Турцией стали еще и показательным наказанием строптивой Софии. Отчасти той же цели служат и решения по Самсун-Джейхану, так как на ранее лоббировавшийся Москвой БургасАлександруполис свободной нефти РФ и Казахстана теперь, вероятно, не хватит. Все эти соглашения позволят обойти "враждебные воды" Украины при прокладке трубы. И, наконец, за счет интенсивного энергодиалога Москва рассчитывает отвратить Турцию от зыбкого "Набукко" в пользу российского газа. Попытки эти делаются давно, но теперь они выраженно активизировались. Однако до какой степени обоснована такая российская политика? Конечно, сигналы партнерам - вещь правильная. Страны Европы, как бы ни осуждали они российский "газовый империализм", должны понимать, что бизнес есть бизнес. Однако нынешняя активность энергодипломатии РФ чревата и другими последствиями. Так, итогом августовских переговоров стало замыкание южных российских энергопотоков на Турцию, что чревато ростом зависимости от Анкары (потенциально это возникновение нового "транзитного монополиста"), усилением ее энергетического влияния на ЕС и страны СНГ. И, главное, что во многом турецкие переговоры стали знаком опасного крена российских властей - болезненного страха перед "Набукко". На настоящий момент многие обозреватели преподносят ситуацию в гонке газопроводов как победу "Набукко". 13 июля в присутствии представителей Еврокомиссии, США и 20 стран Турция, Австрия, Венгрия, Болгария и Румыния подписали межправительственное соглашение по строительству "Набукко". Этот успех дополнился прогрессом в работе по ресурсной базе проекта. Благодаря обострению российско-туркменских отношений германская RWE и Туркменистан 17 июля подписали соглашение о разведке и добыче газа "под "Набукко" на туркменском шельфе Каспия. При поощрении США и ЕС состоялся и новый раунд переговоров по разделу Каспия между Азербайджаном и Туркменистаном (при этом стороны оспаривают принадлежность трех крупных нефтегазовых месторождений, что служит препятствием на пути создания Транскаспийского газопровода, по которому туркменский газ потечет в "Набукко"). Замаячил успех и на переговорах с Анкарой по вопросу об отборе газа. Турция требует выделить ей 15% газа из "Набукко" для внутренних нужд, но в этом случае для Европы проект лишится значительной части смысла. И вот, за три дня до подписания соглашения министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз сделал заявление, которое было понято как согласие Анкары отказаться от своих претензий. Однако самой большой проблемой остается ресурсная база. Договоров по поставкам газа с Туркменистаном нет, нет возможности и поставлять ее газ в "Набукко". В отсутствии соглашения о разделе Каспия Транскаспийский газопровод остается "бумажным тигром". А Баку и Ашгабат никак не желают мириться, ведь на кону "живые" нефть и газ. Напротив, противоречия остаются значимыми, о чем свидетельствуют заявления Бердымухамедова о намерении обратиться в Международный арбитражный суд по поводу спорных месторождений. Но даже если эти две страны договорятся, остаются еще Россия и Иран. На Западе, очевидно, полагают, что при наличии воли Баку и Ашгабата и молчаливом согласии Казахстана их мнение можно считать несущественным. Но Москва и особенно Тегеран не будут сидеть сложа руки в ожидании появления "трубы", противоречащей их интересам. Что же до Азербайджана, то Москва ведет с Баку переговоры по закупкам газа. Да и в рядах участников "Набукко" согласья нет. Тот же Танер Йылдыз уже дезавуировал свой июльский "отказ" от 15% газа и отверг саму возможность подобной сделки. И понятно, что, чувствуя слабость Европы, Анкара явно еще поторгуется. Денежный вопрос тоже не из простых. На проект нужны 7,9 млрд. евро, не считая Транскаспийской магистрали, но кредитов пока нет: банки осторожничают, не видя серьезных достижений. Зато есть уверенность в том, что начальные сметы быстро "потолстеют" с началом работ. Смущает даже заявленная мощность газопровода, ибо 31 млрд. куб. метров (а с учетом требований Турции - 26 млрд.) явно недостаточно.
Однако "Набукко" явно деморализует российское руководство, которое начинает совершать необдуманные поступки. Несмотря на спорность выгоды, Москва готова выкупать едва ли не весь азербайджанский газ, хотя достаточно меньших объемов. С Туркменистаном четких договоренностей по важнейшим для РФ проектам до сих пор нет, зато Москва готова "не постоять за ценой" в борьбе за ее ресурсы. Да и с Турцией, как уже говорилось, несмотря на большие позитивные перспективы взаимодействия, долгосрочные последствия будут, скорее, обратными. Ведь воспользовавшись своей новой ролью крупнейшего транзитера каспийских ресурсов, Анкара наверняка активизирует попытки протянуть новые нефте- и газопроводы напрямую к Каспию и Средней Азии - по своей территории и в обход РФ. Все эти факторы создают совершенно новый ландшафт энергетической геополитики.