Место и роль Китая в мировой торговле оружием
Sunday, August 16 2009, Analitika.org
Азат Чарыяров
Борьба с нераспространением оружия во всех его аспектах является одной из ключевых проблем, с которыми международное сообщество сталкивается на сегодняшний день. В качестве постоянного члена СБ ООН, а также одного из гарантов мира и стабильности в мировом масштабе, КНР играет важную роль в мероприятиях, связанных с прекращением незаконных поставок оружия, а также усилением внутренних мер контроля за легальными поставками и укреплением соответствующего законодательства.
В настоящее время Китай занимает определенное место на мировом оружейном рынке, и является одним из крупных экспортеров военной продукции в страны Азии, и единственным крупным - на африканском континенте. Помимо этого, Пекин также активно сотрудничает с такими странами как Иран, Северная Корея, Мьянма, что не раз вызывало критику со стороны международного сообщества в его адрес.
Характер и специфику оружейного экспорта КНР можно условно разделить на три фазы. Вплоть до конца 1970-х гг. основной клиентурой Китая были его идеологические союзники - правительства и революционные группы по всему миру, - поставки которым выражались в форме бесплатной военной помощи. После раскола в советско-китайских отношениях, экспортные обороты КНР значительно увеличились, так как в этот период Пекин прилагал особые усилия, преследующие цель дистанцировать своих союзников от Москвы. Одновременно, Китай начал активно сотрудничать с Пакистаном, одним из существенных советских противников в регионе, даже, несмотря на то, что идеологически между ними было мало общего.
Во второй половине 1970-х гг. под влиянием экономических реформ, проводившихся в стране, Китай пересмотрел свой подход и сделал приобретение финансовой прибыли краеугольным камнем всего своего оружейного экспорта. В этот период Пекин стал сотрудничать с такими странами как Бангладеш, Египет, Иран, Ирак, Таиланд и даже США , одновременно сократив объемы поставок оружия в страны Африки ввиду их неплатежеспособности. Особенно активно торговля шла с Ираном и Ираком, во время ирано-иракской войны 1980-1988 гг., и уже к середине 1980-х гг. Китай стал четвертым крупным поставщиком оружия в мире, после Советского Союза, Соединенных Штатов и Франции.
Основной статьей оружейного экспорта КНР в этот период составляли копии советских военных технологий 1950-х и 1960-х гг. Например, танк Т-59 являлся точной китайской копией советского Т-54, а истребители модели F-6 и F-7 - копиями МиГ-19 и Миг-21 соответственно. Однако качественный компонент оставлял желать лучшего. Так, во время ирано-иракской войны, китайское оружие зарекомендовало себя с плохой стороны, что в свою очередь оттолкнуло от него потенциальных покупателей, и заметно сказалось на раскладе сил на глобальном оружейном рынке. И, несмотря на массовое производство и относительную дешевизну своего оружия, Китай не смог добиться поставленной цели и стать серьезной угрозой советской или американской военной продукции.
К концу 1980-х гг. за Пекином закрепилась «дурная слава», которая очень часто заставляла его опровергать обвинения в свой адрес. Китай был единственным государством того периода, которое, вопреки международным санкциям, сотрудничало со странами-изгоями в военной области. Одновременно, он, не разбираясь, поставлял такие технологии, как например, баллистические и крылатые ракеты, для приобретения которых у других экспортеров потенциальным покупателям необходимо было пройти через сложную процедуру отбора, в то время как с Пекином можно было договориться в весьма короткие сроки. В пример к вышесказанному можно привести продажу Китаем Саудовской Аравии ракет средней дальности в 1987 г. В этом же году Ираном была произведена серия запусков китайских «Шелкопрядов» в акватории Персидского Залива, что в свою очередь нанесло значительный ущерб режиму судоходства.
Китай также заключил договор с Сирией на поставку крупной партии баллистических ракет малой дальности М-9, однако, сделке не суждено было состояться из-за давления оказанного США и Израилем на Пекин. В 1991-1992 гг. Китай продал несколько ракет модели М-11 Пакистану, а также оказывал военно-техническую помощь программам по производству баллистических ракет, которые проводились в то время Исламабадом и Тегераном.
В ядерной области Китай активно сотрудничал с такими странами как Иран, Алжир и Пакистан и оказал значительную поддержку их программам по созданию боевого атома, поставляя ядерное топливо и другую необходимую продукцию . Помимо этого, Пекин вел переговоры с Тегераном о начале сотрудничества в рамках иранских разработок химического оружия.
Уже к началу 1990-х гг. на долю Китая приходилось 8% от всего объема мировой торговли оружием. Однако с завершением холодной войны китайский экспорт вступил в третью фазу, которая сопровождалась определенной рецессией в торговле. К 1996 г. Китай упал на одну ступень ниже и стал пятым по величине крупным экспортером вооружений после США, Великобритании, Франции и России. По данным Стокгольмского международного института изучения проблем мира на конец 1990-х гг. доля Китая в мировой торговле оружием сократилась на 75%, что в свою очередь сказалось на распределении сил однозначно не в его пользу.
Но уже с 2000 г. КНР стала возвращать себе утерянные позиции и к 2007 г. полностью вышла на уровень 1980-х гг., вновь заполонив рынок своим оружием.
Однако не стоит преувеличивать роль Китая в данном контексте, полагая, что Пекин сможет конкурировать с такими тяжеловесами как Соединенные Штаты, Россия или Великобритания. Разница в количественном и качественном содержании военной продукции достаточно велика, так например, если Китай за период с 2000 г. по 2007 г. наторговал оружием на 7,8 млрд. долларов, то США за этот же период сделали 92 млрд. долларов, Россия - 36,2 млрд. долл., Великобритания - около 34 млрд. долл.
Для того чтобы попасть в высшую «оружейную лигу» Пекину необходимо представить на рынок качественно новые и конкурентоспособные военные технологии. Ведь когда речь заходит об оборонительном потенциале государства, а не группы повстанцев, то покупатель всегда стремится заполучить самый качественный товар, и зачастую готов выложить круглую сумму за него. Например, когда Пакистан решил приобрести подводные лодки, он обратился за этим к Германии и Франции, но ни как к своему давнему торговому партнеру - Китаю.
И даже относительная дешевизна китайского оружия в условиях финансового кризиса вряд ли сможет привлечь к себе новых покупателей, так как последние понимают, что этим оружием им придется поддерживать свою оборонную мощь в следующие 20-30 лет. Скорее наоборот, многие государства откажутся от дорогостоящих покупок до лучших времен, по примеру стран Азии, которые поступили именно так во время финансового кризиса в конце 1990-х гг.
Вероятно, что единственное место, где китайское оружие будет пользоваться спросом останется Африка. И дело тут не только в цене - с Пекином, помимо валюты, можно расплачиваться и природными ресурсами . Согласие Китая продавать свою военную продукцию на условиях бартера, делает его более выгодным партнером по сравнению с другими экспортерами оружия, которые предпочитают расчеты в валюте.
Интересен также и тот факт, что, несмотря на то, что КНР уступает США или России в объемах торговли, ее военная продукция чаще всего является причиной громких скандалов, в которых Пекин обвиняют в том, что его оружие питает конфликты и используется для нарушения прав и свобод человека. В пример можно привести недавнюю публикацию доклада «Международной Амнистии», где Китай был назван «самым скрытным и безответственным» экспортером оружия. Пекину вменялось то, что его оружие играет огромную роль в разжигании конфликтов, уголовного насилия и иных серьезных нарушений прав человека в таких государствах как Судан, Мьянма, Непал и Южная Африка. Естественно МИД КНР немедленно выступил с опровержением, назвав эти обвинения «необоснованными и безответственными», и определив свой подход к выдаче разрешений на экспорт оборонной продукции как «осторожный и ответственный», а также заявив, что при передаче оружия КНР соблюдает три принципа - вывоз оружия позволяет повышать законную обороноспособность страны-импортера; не наносит ущерб миру, безопасности и стабильности в регионе и мире; не служит средством вмешательства во внутренние дела суверенных государств.
Но это далеко не так. Китай до сих пор не подписал ни одного из многосторонних соглашений, направленных на недопущение передачи оружия в тех случаях, когда оно может быть использовано как средство серьезных нарушений прав человека. Более того, Пекин не публикует данных о вывозе оружия за границу и в течение последних восьми лет не подает сведений в Реестр обычных вооружений ООН. И вряд ли он планирует сделать данную информацию публичной в ближайшем будущем, так как торговля военной продукцией приносит солидную прибыль, а также, благодаря бартерным сделкам, питает китайскую экономику. Сотрудничество с мировым сообществом и соблюдение международных договоренностей в купе с обнародованием лицензий на экспорт оружия и данных об его поставках, заставит Китай резко сократить объемы торговли, что негативно отразится в первую очередь на нем, а также и на раскладе сил на мировом рынке оружия. Хотя здесь следует отметить, что все равно Китай пока еще не обладает достаточным экспортным потенциалом в этой области, чтобы вышеуказанные мероприятия смогли на самом деле навредить его статусу «крупного» экспортера. Для того чтобы встать на одну прямую с такими странами как США, Россия, Великобритания или Франция, Китаю понадобится приложить еще немало усилий, чтобы добиться этого.
Азат Чарыяров, независимый эксперт