Б.Танатова/М.Имашова: Хлебные войны в Казахстане
13:25 12.12.2009, ЦентрАзия
Хлебные войны
Снижение цен на муку привело к увеличению числа мелких незаконных хлебопекарен. За счет экономии на налогах свою продукцию они реализуют на 25% меньше. А на прилавках цена на хлеб остается неизменной.
Хлебный рынок сейчас на 30% состоит из незарегистрированных субъектов мелких производств, говорит "& " президент Союза зернопереработчиков и хлебопеков Евгений Ганн. "Им стало выгоднее работать, так как на рынке резко упали цены на зерно. Они гонятся за сиюминутной прибылью. Мелкие пекарни открываются, как фирмы-однодневки, без претензий на расширение", - считает он. В основном, продолжает собеседник, покупателями продукции таких хлебопекарен являются такие же мелкие магазины.
Крупные игроки боятся проверок СЭС и налоговых органов, в свою очередь добавляет заведующая пекарней Ирина Костина. "Реализуют они свою продукцию не сами, а привлекают частных распространителей, которые развозят хлеб в коробках из-под сигарет. И получают проценты от продаж", - поясняет она.
Эти данные подтверждает и гендиректор крупного хлебозавода Сапарбек Айнабеков. "Работают в такой хлебопекарне максимум два человека, без санитарных книжек, вручную месят хлеб, который также по одной цене с заводским продается в магазине. При этом себестоимость испеченной нами буханки составляет 32 тенге, а их 20.
Мелким магазинам выгодно покупать дешевый хлеб, который визуально ничем не отличается от нашего. А ведь хлеб - это не только мука и вода. Это еще и траты на мазут и дизельное топливо - все то, что покупается на рынке по свободным рыночным ценам и влияет на слагающую цену конечной продукции, которую регулирует рынок", - отметил г-н Айнабеков.
Если буханку хлеба первого сорта крупные хлебопекарни реализуют магазинам за 42-44 тенге, мелкие сбывают на 12 тенге дешевле. В результате спрос на нашу продукцию существенно снизился, говорит г-жа Костина. По ее данным, общий выход продукции в сутки снизился на 20%.
"Если раньше мы вырабатывали по 12 тонн муки в сутки, то сейчас эта цифра снизилась до 9 тонн. В этой нездоровой конкуренции страдаем не только мы, но и потребители.
Магазины сознательно закупают дешевый хлеб, чтобы получить большую маржу, говорит в беседе с "&" президент общественного фонда "Аман-саулык" Бахыт Туменова. "Они покупают хлеб за гораздо более низкую цену, но, несмотря на это, на прилавках мы видим продукт по цене не меньше 45-50 тенге. В среднем обычная наценка магазинов должна быть около 6 тенге, а, покупая дешевую продукцию, они на одну буханку накидывают до 18 тенге. Мелкие хлебопекарни не организуют свое производство, потому что у нас налоговая система не стимулирует развитие бизнеса. Но это также не дает им права работать вне закона", - считает г-жа Туменова.
Соответствующие органы должны проверять, в каких условиях производится хлеб, на каких производственных площадях, есть ли у них соответствующая база, технологические лаборатории, считает собеседница. Мелкие пекарни должны работать в конкурентных условиях и платить те же налоги, что и крупные производители, считает г-н Айнабеков.
"Почему-то нас называют монополистами, доминантами рынка. А тех, кто потихоньку в день делают тонну, две, никто не знает, никто не видит. Само количество говорит за себя. Отдайте каждой пекарне по тонне - это уже будет крупный конкурент", - предлагает производитель. Вместе с тем он прогнозирует, что в будущем мелкие игроки будут вынуждены покинуть рынок. "Сейчас из-за резкого падения цен на зерно подешевела мука, поэтому малым пекарням выгоднее работать. Но как только зерно подорожает, небольшие игроки сами закроются", - уверен г-н Айнабеков.
Глава Союза зернопереработчиков и хлебопеков считает, что мелким производствам сегодня нужна поддержка государства. "Возможно, поэтому они не выходят из "тени". Ведь фискалы и проверяющие из всевозможных контролирующих органов им просто не дадут работать. Надо выводить эти производства на законное поле, а не просто заниматься их ликвидацией", - резюмирует он.
Ботагоз Танатова, Майя Имашова
11.12.2009
Источник - Бизнес и власть