"Иранская тревога" для Еревана
В Ереване всерьез обеспокоены возможными резкими действиями США в отношении Ирана и его союзников
16 ноября 2012/ЭХО
НУРАНИ
В Ереване продолжают обсуждать возможные "сдвиги" в связи с гипотетическим открытием Транскавказской железной дороги, проходящей через Сухуми и Тбилиси и закрытой в связи с абхазским конфликтом. Именно эта дорога, напомним, могла бы напрямую связать Грузию и Россию. Но если Грузия может воспользоваться транзитом по территории Азербайджана, то для Армении такой возможности по понятным причинам не существует.
Теперь же, когда госминистр Грузии по реинтеграции Паата Закареишвили упомянул об открытии этой дороги в качестве одного из возможных шагов по восстановлению связей с Абхазией, которой негоже оставаться полностью оторванной от Грузии, в Ереване не на шутку воодушевились. И, похоже, не заметили, что открытие дороги пока еще существует в виде теоретического "допуска", и не более того - вопрос даже не обсуждается на переговорах.
Тем не менее на страницах "Голоса Армении" небезызвестный Арис Казинян, пространно рассуждая о том, что, дескать, "мнимая абхазская блокада - часть геополитической разработки и никогда по сути не являлась внутренним делом Грузии", заявляет: "Она изначально призвана была исключить или свести к абсолютному возможному минимуму вероятность функционирования железнодорожной геостратегической оси Север - Юг, иными словами, выступала в качестве "ножниц", которыми на лоскутной карте удалялся крошечный абхазский отрезок, способный, однако, соединить Россию с Ближне-Восточным регионом." Точнее, с Ираном. Что весьма красноречиво, в особенности с учетом армяно-иранских отношений. И как минимум показательно, что "иранская тема" регулярно возникает на переговорах многих представителей стран Запада с Арменией. Во всяком случае в ходе своего визита в Армению министр иностранных дел Латвии Эдгарс Ринкевичс на пресс-конференции с армянским коллегой Эдвардом Налбандяном в Ереване прямо заявил: "Нас заинтересовала позиция Армении в вопросах Сирии и Ирана. Мы провели подробные и очень интересные обсуждения в этом направлении, поскольку страна имеет большой опыт в отношениях с этими государствами".
Поясним: в переводе с "дипломатического" это всего-навсего означает, что латвийские гости выслушали позицию армянской стороны и приняли ее к сведению. Но вот замечание Ринкевичса насчет "большого опыта" Армении в отношениях с Ираном и Сирией - это уже куда серьезнее, особенно на нынешнем фоне.
Антитурецкие заявления в "сирийском контексте" звучат в армянских СМИ постоянно. Дошло до того, что лауреата Нобелевской премии мира 2011 года йеменскую журналистку Таваккуль Карман здесь ева ли не пригвоздили к позорному столбу за направленный правозащитникам многих стран призыв "проявить свою солидарность и поддержать усилия сирийских повстанцев, бросивших силы против режима Асада". Тот же "Голос Армении" заговорщическим тоном повествует: "Таваккуль выполняет задание Турции, находящейся на грани полномасштабной войны с Сирией. Именно Анкара, ныне выступающая в роли главного перевалочного пункта по переброске в Сирию боевиков и вооружения, манипулирует этой особой, имеющей, как выясняется, турецкие корни. Таваккуль Карман - турчанка, выполняющая задание турецкого правительства, не противоречащего, что очень важно для нее, политике США и Запада в целом по отношению к Сирии. Как сообщает турецкая англоязычная газета Today's Zaman, 11 октября текущего года министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу принял Т.Карман в своем офисе в Анкаре. Во время встречи А.Давутоглу вручил Таваккуль паспорт гражданки Турции. Во время встречи, прошедшей в присутствии большого количества журналистов, Давутоглу сообщил собравшимся, что Турция высоко ценит вклад активистки в борьбу за демократию во время "арабской весны" в Йемене. Затем он удивил собравшихся заявлением о том, что Таваккуль Карман происходит из турецкой провинции Караман. Под восторженные аплодисменты турецких журналистов Давутоглу вручил Карман паспорт. "Мы гордимся тем, что женщина, чьи предки жили в Анатолии, возглавила борьбу за свободу и демократию на Ближнем Востоке", - сказал министр иностранных дел Турции". А политолог Ара Папян вообще договорился до того, что на очередной своей конференции в Ереване заявил, что, дескать, одним из главных направлений турецкой политики в Сирии является выселение армянского населения из Среднего Востока. Конечно, существующая в Армении пещерная ненависть к Турции - это уже ни для кого не секрет и даже не новость. Важно другое: судя по многим признакам, волнует Армению не только, вернее, не столько перспектива усиления в регионе "нелюбимой" Турции в случае падения режима Башара Асада. Сирию многие эксперты не без оснований рассматривают как ведущего союзника и "ближневосточный аванпост" все того же Ирана, а возможную военную операцию против Дамаска иные эксперты готовы трактовать и как подготовку к военному удару уже по ИРИ. А такая перспектива не на шутку волнует Армению. Причем дело не только в том, что этой стране, как и никому в мире, не хочется получить "войну у границ". И тем более не в усиленно тиражируемых Сержем Саркисяном небылицах, будто атака Запада на Иран "дестабилизирует регион" и позволит Азербайджану "разобраться" с Арменией. На самом деле опасения Еревана лежат в совершенно другой плоскости.
Куда важнее, что Иран сегодня - это для Армении не просто важный партнер, но существенный источник пополнения собственного хилого бюджета. Главным образом за использование армянских "каналов" для обхода наложенных на Иран экономических санкций. Напомним: в прессу уже не раз просачивались сведения, что Тегеран использовал для своих транзакций банковскую систему "многострадальной христианской Армении", которую далеко не все готовы воспринимать как верного союзника Ирана. В утечках WikiLeaks можно прочитать о том, что через Армению проиранским группировкам в Ирак прокачивалось оружие. Не секрет, что многие армянские алмазные предприятия занимались не столько огранкой камней, сколько их "отмыванием" и - заодно-переводом в "камешки" активов иранской муллократии и террористических группировок. Именно поэтому, уверены многие, Армению стали покидать многие иностранные алмазные инвесторы.
Но теперь в Ереване понимают и другое. Падение режима Башара Асада нанесет удар и по позициям иранской "муллократии". А если падет - неважно, в результате военного удара или взрыва изнутри - и нынешний режим в Иране, то развивать легальные связи с этой страной, конечно, станет проще и легче, но вот нужда в армянском канале для обхода санкций исчезнет. Более того, падение режима в Иране, вероятнее всего, изменит и баланс сил в иранском Азербайджане - а это и есть сопредельные с Азербайджаном и Арменией районы Ирана. И если "случайные обстрелы" Армении вряд ли грозят, то вот получить к югу от 42-километрового участка границы в Мегри уже не нынешний Иран, а совершенно другое государство - это перспектива куда более реальная. И весьма пугающая для Еревана