Нефтяные амбиции Ирака
16.11.2012, Новое восточное обозрение
Людмила Руденко
Ирак обладает огромным потенциалом для развития своего энергетического сектора, учитывая, что его доля в глобальных нефтяных запасах оценивается почти в 10%, а газовые резервы составляют более 100 трлн. куб. футов.
Иракское руководство поставило весьма амбициозную цель - повысить добычу нефти до 12 млн. барр. в сутки (б/с) к 2017 г. Современный уровень добычи в стране - менее 3 млн. б/с.
Поступления от добычи и экспорта нефти обеспечивают около 90% доходов государства, которые иракское правительство стремится максимально использовать для финансирования программы восстановления страны. В 2011 г. Ирак, согласно данным MEED, получил от вывоза нефти примерно $83 млрд. по сравнению с $52 млрд. в 2010 г.
Подавляющая часть прироста добычи нефти приходится на 12 нефтяных месторождений, лицензии на разработку которых были предоставлены международным нефтяным компаниям по итогам аукционов, проводившихся в стране, начиная с 2009 г.
Крупнейшим нефтяным проектом в Ираке в настоящее время является разработка месторождения Румейла на юге страны. Здесь добывается более 1 млн. б/с. Британская ВР и китайская China National Petroleum Corporation, получившие лицензию на развитие этого нефтепромысла, планируют повысить добычу до 2,85 млн. б/с к 2016 г., что потребует проведения большого объема работ по модернизации инфраструктуры. В частности, план развития включает ремонт и переоборудование существующих дегазационных станций, капитальный ремонт скважин, нефтепроводов и вспомогательного оборудования.
Наряду с этим, по итогам торгов был подписан еще ряд долгосрочных контрактов с другими нефтяными компаниями. Так, консорциум, возглавляемый итальянской ENI, при участии партнеров - американской Occidental Petroleum, южнокорейской Kogas и государственной иракской South Oil Company (SOC), в соответствии с 20-летним соглашением, разрабатывает месторождение Южный Зубейр (Southern Zubair).
Важно подчеркнуть, что ряд тендеров в Ираке в последние годы выиграла крупнейшая российская нефтяная компания «Лукойл» в партнерстве с другими участниками торгов. В частности, контракт на разработку месторождения Западная Курна-2 (является вторым по величине в мире неразработанным месторождением с извлекаемыми запасами нефти около 14 млрд. барр.), сроком на 20 лет с возможностью продления на 5 лет был подписан в январе 2010 г. «Лукойл» выиграла право на разработку месторождения совместно с норвежской Statoil. Доли участников проекта после подписания контракта были распределены следующим образом: «Лукойл» - 56,25%, иракская государственная компания North Oil Company - 25%, Statoil ASA - 18,75%. В середине 2012 г. Statoil передала «Лукойл» свою долю в проекте Западная Курна-2, в результате доля российской компании возросла до 76%.
В мае 2012 г. компания «Лукойл» и японская Inpex Corporation выиграли тендер на геологическое изучение и разработку нефтяного блока 10 на юге Ирака. В данном консорциуме доля «Лукойл» составляет 60%, а Inpex Corp. - 40%.
Многие аналитики в сфере энергетики полагают, что Ираку вряд ли удастся достичь столь беспрецедентного уровня добычи в установленный срок (Саудовской Аравии для подобного расширения мощностей понадобилось 70 лет). Оценки разнятся, но ряд экспертов подсчитали, что Ираку для достижения поставленной цели нужно будет бурить, как минимум, 1000 скважин каждый год. Это, в свою очередь, потребует использование труда тысяч квалифицированных работников.
Тем не менее, в иракском нефтегазовом секторе наблюдается заметный прогресс. Так, в феврале 2012 г. был введен в строй первый плавучий нефтяной терминал вблизи Басры, сооружение которого предусматривалось в рамках расширения в 3 раза мощностей по экспорту нефти через Персидский залив. Новый причал позволяет обрабатывать 850 тыс. б/с, что увеличивает экспортные мощности до 2,1 б/с. Еще четыре подобных сооружения должны быть построены к концу 2013 г.
Помимо этого, в сфере нефтяной транспортной инфраструктуры должно быть осуществлено значительное число проектов, предусматривающих, наряду со строительством новых нефтепроводов, капитальный ремонт и переоборудование существующих, восстановление насосных станций и другие работы. Согласно оценке MEED Insight, примерно $30 млрд. необходимо для восстановления и строительства нефтепроводов и других объектов экспортной инфраструктуры. Сооружения для транспортировки, хранения и экспорта требуют серьезной модернизации, чтобы соответствовать растущим объемам добычи нефти. В противном случае в Ираке просто появятся дополнительные бездействующие мощности.
Еще $30 млрд. потребуется для восстановления и развития перерабатывающего сектора страны. Иракская экономика растет, соответственно, повышаются потребности в топливе. Для их удовлетворения необходимо, как считают эксперты, построить, как минимум, пять нефтеперерабатывающих заводов. В настоящее время Ирак обладает общей установленной мощностью по переработке жидкого топлива приблизительно в 886 тыс. б/с, которые распределены между новыми, небольшими заводами, разбросанными по всей стране, и старыми предприятиями в Бейджи, Багдаде и Доре. Последние находятся в плохом техническом состоянии и работают не на полную мощность. Поэтому страна вынуждена импортировать нефтепродукты для удовлетворения растущего внутреннего спроса. К 2017 г. Ирак планирует увеличить собственное производство нефтепродуктов до 900 тыс. б/с и стать крупным экспортером этой продукции.
Что касается газового сектора, то одной из наиболее важных инициатив в этой области является долго откладывавшийся проект по сбору и утилизации газа стоимостью $17 млрд., который реализуется консорциумом, возглавляемым UK/Shell Group. Необходимо отметить, что в Ираке сжигается примерно 700 млн. куб. футов попутного газа в сутки из-за недостатка инфраструктуры для его сбора и утилизации. Это крайне расточительно не только с точки зрения углеводородных выбросов и ущерба, наносимого окружающей среде, но и потери доходов, которые несет страна.
В соответствии с контрактом, подписанным с консорциумом на 25 лет, была создана Basra Gas Company с целью осуществления сбора и утилизации попутного газа на месторождениях Зубейр, Румейла и Западная Курна (1 и 2 фаза), расположенных в южных районах страны. Министерство нефти Ирака планирует распространение подобных проектов и в других провинциях.
Иностранные компании при реализации амбициозных проектов в нефтегазовом секторе Ирака сталкиваются с многочисленными трудностями. Подавляющая часть проблем связана с политической нестабильностью и безопасностью. К этому следует добавить архаичность иракской бюрократии, а также катастрофическое состояние инфраструктуры и крайний ее недостаток. Тем не менее, многие эксперты считают, что если сравнить возможности, которые открываются в Ираке для бизнеса и инвестиций с теми, что существуют в любом другом регионе мира, то эта страна окажется одной из самых привлекательных в обозримом будущем.
Людмила Николаевна Руденко - старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН, кандидат экономических наук, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».