Кто тянет Америку в пропасть?
пятница, 16 ноября 2012, easttime.ru
Салиев Аман
В настоящее время ряд политиков из Вашингтона призывает Америку развязать очередную войну теперь уже против Ирана. Это происходит на фоне двух изнурительных для США и их экономики войн в Ираке и Афганистане, которые длятся более 10 лет.
Активными сторонниками «решительных действий» против Ирана являются Джон Маккейн и Джозеф Либерман. Напомним, что Маккейн состоит членом неправительственной политической организации «Проект нового американского века» (The Project for the New American Century - PNAC). Основной целью этой организации является развитие и обоснование военных и геополитических принципов, заложенных в Доктрине Вулфовица, известной также как «Руководство по оборонному планированию» (Defense Planning Guidance - DPG). Этот документ был разработан в 1992 г. и признан неофициальным внутренним документом, оправдывавшим масштабное увеличение оборонных расходов для стратегического распространения и наращивания вооружённых сил с целью утверждения подавляющего превосходства США как единственной мировой сверхдержавы. Выступая в поддержку упреждающего нанесения ударов с использованием ядерного, химического и биологического оружия, документ декларировал: «США должны показать лидерство, необходимое для установления и поддержания нового мирового порядка, который должен убедительно продемонстрировать потенциальным конкурентам, что они не должны стремиться играть более значительную роль или пытаться более настойчиво отстаивать свои законные интересы». Документ также достаточно ясно указывал на Ближний Восток как на основную цель США, особенно на Иран и Ирак, «для сохранения США в качестве доминирующей иностранной державы в регионе, и обеспечения доступа США и Запада к местной нефти». Позже, из-за утечек в СМИ, этот документ был серьезно изменен.
В 1994 г. Маккейн стал президентом «Нового гражданского проекта» (New Citizenship Project). Это была материнская структура PNAC, служившая основной организацией для сбора пожертвований для PNAC.
Маккейн также сотрудничал с PNAC и Вулфовицем в попытке сбросить Саддама Хусейна в Ираке. В 1998 г. он участвовал в спонсировании Акта Освобождения Ирака (Iraq Liberation Act), провозгласившего «смену режима» в Ираке политикой США, и присвоившего 97 млн долларов военной помощи США Иракскому Национальному Конгрессу (Iraqi National Congress - INC). INC представляла из себя антисаддамовскую группу, целью которой была организация национального восстания против Хусейна. Её возглавлял Ахмед Чалаби (Ahmed Chalabi), иракский информатор, чьи ошибочные разведданные о наличии у Хусейна оружия массового поражения и связях с Аль Каидой впоследствии были использованы, чтобы втянуть США в войну с Ираком.
Маккейн также был сопредседателем Комитета за освобождение Ирака (The Committee for the Liberation of Iraq (CLI)) - на пару с сенатором Джозефом Либерманом (Joseph Lieberman). Комитет за освобождение Ирака был основан PNAC в конце 2002 года и продолжил финансирование INC Чалаби миллионами долларов налогоплательщиков, завершив его лишь вскоре после вторжения США в Ирак в 2003-м. В 2004 году Маккейн стал членом PNAC, по иронии подписав письмо этой организации, осуждающее внешнюю политику Президента России Владимира Путина за её возврат к «милитаристской и имперской риторике».
Соответственно, Маккейн был в рядах PNAC с самого начала и, хотя эта организация более не существует, её идеология и члены (многие из которых сейчас являются советниками Маккейна по президентской компании) всё ещё весьма и весьма активны.
В сентябре 2000 г. перед президентскими выборами PNAC тщательно сформулировал свои основные принципы в документе, названном «Восстановление Американской Обороноспособности» (Rebuilding America's Defenses - RAD). Этот документ, призванный послужить руководством будущей администрации, имел солидное влияние на политику, проводимую при Буше.
Вот некоторые рекомендации из отчета RAD: сражаться и побеждать в нескольких идущих одновременно крупных военных конфликтах. Одной из основных целей является восстановление обороноспособности Америки достаточной для того, чтобы «решительно побеждать в нескольких одновременных войнах на основных театрах». Документ однозначно свидетельствовал в пользу отправки войск в Ирак вне зависимости от наличия Хусейна у власти. Согласно RAD, «хотя нерешённый конфликт с Ираком даёт временное обоснование акции, необходимость значительного американского военного присутствия в Заливе выходит за пределы вопроса смены режима Саддама Хусейна».
Далее следовало предупреждение о том, что «Иран может представлять не меньшую угрозу американским интересам в Заливе, нежели Ирак. И даже если американо-иранские отношения улучшатся, сохранение передовых войск в регионе всё ещё будет являться необходимым элементом американской стратегии безопасности для долгосрочных интересов США в регионе». Следовательно, и Иран, и Ирак рассматривались как зоны нескольких крупных войн во имя продвижения «долгосрочных интересов США в регионе», собственно, из-за его нефти. Маккейн выдвигал также предположения о возможности продолжения войны в Ираке и Афганистане в течение ста лет.
Возвращаясь к ситуации с Ираном следует отметить, что Маккейн и Либерман, несмотря на заверения ряда ведущих экспертов в США о том, что угроза ядерной программы Ирана не столько велика, чтобы развязывать против этой страны крупномасштабную войну, эти политики продолжают активно лоббировать милитаристские инициативы в решении иранского вопроса.
Муссируя тематику неизбежности войны с Ираном, другой известный американский политик от республиканцев Митт Ромни, кандидат в президенты США на выборах 2012 г. заявил, что для принятия резолюции и для формального объявления войны против Ирана сейчас самое время. Ромни продолжал призывать к войне против Ирана в течении всей его избирательной компании. На фоне изнурительной войны в Ираке и провальной военной компании в Афганистане, призывы вторгнуться в Иран вполне отвечают ранее упомянутым принципам RAD «сражаться и побеждать в нескольких идущих одновременно крупных военных конфликтах», а если при этом верить Маккейну, то и вести эти войны, если потребуется, следует в течении сотен лет.
При этом в США военные эксперты и политики понимают, что триллионов долларов США и тысячи жизней военных, отданных за Ирак и Афганистан будет уже недостаточно, если войну развяжут с Ираном. Аналитики отмечают, что и Ирак и Афганистан до ввода американских войск уже были изрядно истощены, социальные и гуманитарные катастрофы создали крайне благоприятные условия для вторжения США в эти государства. Иран, имея в своем арсенале высокий уровень работы спецслужб, отличную военную оснащенность, при активном содействии сети партизанских формирований - союзников в регионе, может превратить открытую агрессию США против ИРИ в многолетнюю войну, о которой упоминал Маккейн. Однако, тезис, содержащийся в доктрине RAD о нескольких одновременных войнах, ведущихся в разных частях света вряд ли имеет продолжение в виде подробно описанных в документе экономических и социальных последствий для США.
Нападение на Иран повлечет ряд серьезных негативных последствий интересам США во всем регионе, отмечают эксперты. Некоторые военные аналитики отмечают, что США в плане военного оснащения не готовы вести сухопутную, крупномасштабную войну против Ирана и скорее всего американцы с израильтянами прибегнут к точечным ракетно-бомбовым ударам, полагают они.
Вместе с тем, Иран вряд ли будет сохранять спокойствие, если таковые удары будут все же иметь место. Напомним, что Иран территориально близок к транспортным коридорам региона и нефтяным ресурсам своих соседей - союзников США.
С экономической точки зрения, Иран может нанести ощутимый урон нефтяным интересам США и их союзникам в регионе, просто затрудняя или блокируя транспортировку нефти. У Ирана имеются все возможности нанести ракетно-бомбовый удар или произвести диверсию в крупнейшем в Персидском Заливе пункте отгрузки нефти - Ормузском проливе. Напомним, что по нему осуществляется транспортировка 20 % мировых поставок нефти. При этом попытки ВМС США в Персидском Заливе противостоять Ирану на море могут натолкнуться на большие сложности при маневрах. В Иране прекрасно понимают, что этой стране будет сложно противостоять США, Израилю и их союзникам в прямом столкновении. По мнению экспертов, для этого, у Ирана есть тактика ассиметричной войны.
Японское издание «The Diplomat» опубликовала в январе статью Рауля Хейнрикса «Асимметричная угроза Ирана». Автор материала отмечает, по региональным стандартам, иранский военно-морской флот представляет собой необычайно мощную и грамотно организованную силу прибрежного действия, задача которой - не побеждать превосходящие по силе морские державы, а охранять воздушные и морские подступы к югу Ирана, чтобы за любые попытки подобраться к ним противнику пришлось платить тяжелую цену. Эти силы, предназначенные для того, чтобы не позволять противнику действовать в Персидском заливе, состоят из подлодок, мин и быстроходных катеров, вооруженных противокорабельными крылатыми ракетами. Все эти средства стоят относительно дешево - если сравнивать с кораблями, которым они должны противодействовать, - а защищаться от них непропорционально сложно. Подлодки трудно обнаружить, от мин трудно очисть акваторию, быстроходным катерам - особенно, когда их много и они рассредоточены, - трудно помешать подойти на дистанцию, на которой их ракеты могут представлять серьезный риск даже для самых защищенных кораблей. На руку Ирану играет и военно-морская география. В отличие от западной части Тихого океана с ее водными просторами и концентрическими островными цепями Персидский залив - это узкое пространство, чрезвычайно удобное для наступательных операций по воспрещению действий противника. Эффект воронки может позволить Ирану концентрировать ударную мощь. Небольшие расстояния снижают эффективность наблюдения и, соответственно, технологические требования к операциям. Кроме того они уменьшают время, имеющееся у противника для защиты от ракетного удара, а шумные прибрежные воды могут служить идеальным акустическим прикрытием для иранских подлодок.
Автор отмечает, что даже, несмотря на то, что в итоге США все же удастся подавить сопротивление Ирана на море, Иран останется для США трудным противником в Персидском Заливе.
Эксперты указывают также, что с экономической точки зрения атака на Иран повлечет серьезные негативные последствия, вызовет невероятный всплеск роста цен на нефть вплоть до нескольких сотен долларов за баррель. Это, по мнению аналитиков, нанесет серьезный удар по экономикам многих государств, которые еще не восстановились после общемирового кризиса. Бывший советник президента США по национальной безопасности Збигнев Бжезинский заявил, что война с Ираном может затянуться на многие годы и будет иметь тяжелые экономические последствия для граждан США, представителей среднего класса.
Аналитики в США отмечают, что ряд политиков из Вашингтона, акцентируя основное внимание на необходимости и неизбежности войны с Ираном, избегают комментариев относительно катастрофических последствий войны для экономики и социальной жизни в США.
По мнению военных экспертов, в случае начала крупномасштабной военной компании против ИРИ театр военных действий не ограничится территорией только этой страны. Боевые действия станут катализаторами конфликтов и в соседнем Ираке, Ливии и Афганистане.
Несмотря на ошибочное мнение ряда востоковедов о том, что Иран, исповедуя шиитский толк Ислама не будет пользоваться военной активной поддержкой со стороны представителей государств - соседей, большинство населения которых исповедует традиционный суннитский Ислам, можно со всей уверенностью утверждать, что сторонников и союзников Ирана как в регионе так и за его пределами во всем мусульманском мире достаточно, чтобы создать для США условия, когда война с Ираном станет для американцев войной на истощение.
Для Штатов ситуацию будет ухудшать невероятный всплеск антиамериканских настроений в регионе и во всем мусульманском мире.
Степень угрозы жизни каждого военного - гражданина США или любого представителя западных компаний или прочих структур на Ближнем Востоке и Персидском Заливе будет увеличена в разы, отмечают эксперты.
Политологи отмечают высокую степень дезинформации в СМИ в США в программе популяризации идей необходимости войны с Ираном.
Беспрецедентная степень риска в предполагаемой военной компании США против Ирана, которая может повлечь катастрофические последствия для американской экономики, остается без достаточного внимания в СМИ, отмечают аналитики.
При этом следует отметить, что в Штатах, как в экспертном сообществе, так и в политических и военных кругах немало противников идеи войны с ИРИ. Председатель Объединенного комитета начальников штабов Мартин Демпси заявил о недопустимости нападения Америки на Иран. «Америка должна избежать любой формы вовлечения в военной конфликт против Ирана», заявил Дэмпси.
Ситуация с Ираном как никогда четко демонстрирует крайнюю одержимость ряда политиков из Вашингтона уничтожить Иран в той форме как он есть сейчас. При этом обсуждений или дебатов по вопросу негативных последствий для США всех уже развернутых и предстоящих войн на серьезном политическом уровне в США в должной мере не проводилось. Милитаристский вектор в стратегии «Большого Ближнего Востока» задает все та же группа политиков в США. При этом ни экономических дивидендов, ни откровенных геополитических бонусов от всех уже развернутых войн, среднестатистические американцы и жители Западной Европы не видят. Как и впрочем, все больше тускнеет в мировых трендах образ всемогущей Аль Каиды, пока еще хоть как то оправдывающей начатые и тлеющие войны и конфликты в которых принимает участие США.
На этом фоне все ниже опускается планка ценностей действительных прав и свобод человека. В свете усиления двойных стандартов в международных отношениях права и свободы индивида воспринимаются больше как стандартный механизм давления на целые государства со стороны США, а не стремление обеспечить человеку его самую главную ценность - жизнь. Безопасность, не говоря об остальных правах и свободах, сейчас стала мечтой целых народов на Ближнем и Среднем Востоке, в Персидском Заливе. Страны в этих регионах втянуты в изнурительные и запутанные войны и конфликты, конца которым не видно.