американский президент открыл дискуссию о недопустимости всевластия Вашингтона Критика Джимми Картера высказывания Джорджа Буша о принадлежности Северной Кореи, Ирана и Ирака к "оси зла" должна отрезвить мировое сообщество
Соколов Виктор 22 февраля 2002
Американское общество, как и любое другое, - неоднородно, а американцы, в том числе и президенты США, - не все одинаковы. Бывший американский президент Джимми Картер критикой нынешнего главы Белого дома Джорджа Буша впервые на "президентском" уровне сказал правду о неприемлемости упрощенного подхода к вопросам борьбы с международным терроризмом, обнажив то, что вертелось на языке у всего международного сообщества.
22 февраля бывший глава Белого дома Джимми Картер, выступая в Университете Эмори на конференции, посвященной последствиям террора, подверг резкой критике высказывание нынешнего главы американского государства Джорджа Буша о том, что Северная Корея, Иран и Ирак представляют собою "ось зла". По мнению Картера, в этих словах Буша заключен крайне упрощенный подход к проблеме борьбы с терроризмом. Такой подход, считает бывший президент, может лишь усложнить ее, он сводит на нет достигнутый в последнее время прогресс в отношениях США с этими тремя странами, и потребуются годы, чтобы восстановить нанесенный ущерб.
Неожиданными и сенсационными слова Джимми Картера кажутся лишь потому, что мир после 11 сентября был шокирован не только самим фактом ужасающих террористических актов, осуществленных в США. Одновременно мир был загипнотизирован последующим поведением руководства США, которое в стремлении всеми правдами и неправдами отомстить террористам не посчитало нужным соблюдать необходимые законодательные формальности для осуществления силовых действий вне своей страны. Сочувствие мирового сообщества Соединенным Штатам было воспринято официальным Вашингтоном как санкция на любые действия по борьбе с международным терроризмом, а заодно и со всеми теми, кто мешает Вашингтону осуществлять его великодержавные планы. И дальновидный Вашингтон не замедлил этим воспользоваться с тем, чтобы не только непосредственно после осуществления террористических актов, но и впоследствии, когда боль от утрат стихнет, зафиксировать единовременно полученный от мирового сообщества карт-бланш на вечные времена. Гипнотические флюиды, истекающие от США, повлияли на мир лишь потому, что эта месть воспринималась всеми как праведное отмщение, действия США считались оправданными, потому что уж слишком сильным шоком стало для всей планеты совершенное злодеяние. Планета решила не тратить время для необходимых процедур, а Белый дом, схватив за палец, решил откусить всю руку.
Если рассмотреть проблему еще более пристально, то слова Джимми Картера представятся сенсационными лишь на первый взгляд. На самом же деле они совершенно естественны, несмотря на то, что критика раздается на таком высоком уровне: "самый большой" американец в прошлом критикует нынешнего большого американца. Естественность заявления Картера объясняется тем, что разнузданность нынешней президентской администрации в разделении мира на друзей и врагов в современных условиях совершенно недопустима. Такое поведение ведет не к конструктивной борьбе с террором, а к обострению обстановки в мире, что чревато расширением конфронтационной волны, в которой еще более трудно будет отличить террориста от праведного мстителя. И в первую очередь от этого опять же пострадает Америка, которую уже сегодня Ирак называет самым главным террористом, Северная Корея и Иран с этим соглашаются, и все трое заявляют о готовности дать решительный отпор любой агрессии извне.
Картер прав, когда сетует на то, что путь на сближение США с Северной Кореей, Ираном и Ираком объявлением этих трех стран "осью зла" надолго подорван. И здесь нельзя не сказать, что путь к этому сближению Белым домом подрывался и ранее, несмотря на то, что стремление к прекращению взаимного недоверия демонстрировали в свое время все три страны. Вашингтон почему-то забыл, что именно Ирак, где в результате долголетней бомбежки его территории погибло огромное количество мирных людей, неоднократно предлагал фактически пойти на мировую, но эти инициативы разбивались о подозрительность и гордую непреклонность Вашингтона.
При этом в решении вопроса о снятии санкций с Ирака и урегулировании этой наболевшей проблемы могла практическую помощь оказать Россия, до сих пор поддерживающая с этой страной нормальные отношения, однако треугольнику "США - Россия - Ирак" тоже не суждено пока образоваться опять же в основном по причине американской строптивости, которая возбуждала ответную строптивость у иракского руководства. Американские предложения по нормализации отношений, обращенные в последнее время к Северной Кореи и позитивно воспринимаемые Пхеньяном, вдруг совершенно непоследовательно дезавуировались тем же Джорджем Бушем, который, например, после Шанхайского саммита, где им был предложен диалог северным корейцам, вдруг назвал Ким Чен Ира диктатором, который унижает свой народ. К этому нужно добавить, что и Северная Корея, и Иран (Ирак этого не сделал) осудили происшедшие в США террористические акты, а Иран был готов даже стать членом антитеррористической коалиции, но этого не произошло опять же по причине американской непоследовательности и невыдержанности.
Джимми Картер прав, когда он говорит о трудности восстановления отношений США с Северной Кореей, Ираном и Ираком, но впереди, вполне возможно, для США речь может идти не только об этих трудностях. Такое поведение и упрямое нежелание вести себя иначе может разрушить такое тонкое образование, которое получило название "антитеррористической коалиции", оформленное не документом, а всего лишь общим желанием победить терроризм. Само название "коалиция" говорит о том, что мировое сообщество мечтает о содружестве и совместных действиях, в ходе которых не будет места диктату одной страны, а, наоборот, будут уважать мнение всех членов сообщества, в том числе и Северной Кореи, Ирана и Ирака. Правда, недавно Вашингтону удалось подмять Евросоюз на Ближнем Востоке, где опять мнение США по оценке ситуации стало доминирующим, но так всегда продолжаться не может. Есть ведь еще и Россия, и Китай, и другие страны, которые, сближаясь с Вашингтоном и ценя это сближение, тоже, надо думать, отметили для себя предел вседозволенности, который отпущен Вашингтону. Надо думать, эти страны тоже скажут свое слово, коль скоро не вытерпел даже Джимми Картер, открывший шлюз для широкой дискуссии на эту тему.
Сейчас, кстати, для этой дискуссии образовался самый удачный повод. И образовался он не только благодаря критике своего высокопоставленного соотечественника Джимми Картером, но еще и потому, что именно сейчас в Вашингтоне официально объявлено, что администрация Джорджа Буша более не намерена придерживаться обязательств не наносить первой ядерного удара по странам, не обладающим ядерным оружием. Это сообщение стало еще одним "громом среди ясного неба", и, став таким, оно еще раз подтвердило мысль о том, что Вашингтон рубит сук, на котором сидит.