ГЕНОЦИД Правозащитники обвинили кабульские власти в "дискриминации по национальному признаку" Владимир ДУНАЕВ
"Будущее Афганистана в опасности". Об этом во вторник заявили правозащитники из организации Human Rights Watch. По их данным, на севере страны после падения режима талибов пуштуны подвергаются жестоким репрессиям.
В декабре прошлого года, по данным правозащитников, хазарейцы избили, а затем расстреляли 37 пуштунов. Казнь происходила на глазах родственников жертв. Таджики и узбеки берут в заложники пуштунов, освобождая их лишь в обмен на внушительный выкуп. Все это происходит на севере страны, где пуштуны составляют национальное меньшинство.
По мнению правозащитников, если власти страны или мировое сообщество не примут "срочных мер", под угрозой может оказаться будущее политическое устройство Афганистана. Активисты Human Rights Watch уверены: пока продолжается избиение пуштунов, созывать совет старейшин - Лойя джирга - бессмысленно.
Пуштунов бьют, припоминая им прошлые грехи. Именно пуштуны составили костяк режима талибов. Пуштуны-талибы сотнями расстреливали и хазарейцев, и таджиков, и узбеков. Словом, тех, кто воевал против средневековых порядков, насаждавшихся бывшими студентами медресе. На днях в провинции Бамиан были обнаружены три братские могилы. Талибы убили сотни безоружных хазарейцев, а затем сбросили тела в широкий ров. Талибы-пуштуны считали свою веру "правильнее", себя - ближе к Аллаху. Остальные - тоже, между прочим, мусульмане - были людьми "второго сорта", с которыми и расправиться не жалко.
Сотни лет в Афганистане народы спорят о том, кто "истинный афганец". Пуштунов в стране - больше, чем остальных. Практически все лидеры Афганистана за последние несколько веков были пуштунами. Таджики никогда не любили пуштунов, те, в свою очередь, недолюбливают узбеков, хазарейцев и таджиков. Талибы довели этнический конфликт до логического окончания. При них линия фронта проходила по границе между кишлаками - пуштунским и не пуштунским.
Сегодня уже нет регулярной талибской армии, лидеры движения убиты, арестованы или находятся в бегах. Победителями вместе с американскими коммандос не без оснований чувствуют себя бойцы Северного альянса - таджики, хазарейцы и узбеки. Победа над талибами стала настолько неожиданной, что "северяне" не всегда понимают, как ею распорядиться. Впрочем, в Афганистане все еще сильны традиции кровной мести. Талибы-пуштуны за пять лет совершили слишком много преступлений, чтобы прежние враги их простили.
Центральная власть во главе с пуштуном Хамидом Карзаем все еще слишком слаба, чтобы контролировать всю территорию страны. В провинциях законы устанавливают полевые командиры. На севере властвуют таджики и узбеки. В центре - хазарейцы. Лишь на юге и востоке пуштуны чувствуют себя хозяевами.