CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

ТУРКМЕНСКИЙ ДИССИДЕНТ ОБВИНЯЕТ НИЯЗОВА В ПРЕСТУПЛЕНИЯХ

29 апреля 2002

ДИССИДЕНТ ОБВИНЯЕТ НИЯЗОВА В ПРЕСТУПЛЕНИЯХ Алек Аппельбаум

Известный туркменский диссидент Борис Шихмурадов заявляет, что он и его соратники по оппозиции готовы бросить прямой вызов Сапармурату Ниязову, главе репрессивного режима и бывшему начальнику Шихмурадова. В 45-минутном интервью EurasiaNet Шихмурадов - бывший министр иностранных дел, порвавший с ближним кругом Ниязова и выступивший с резким заявлением в ноябре 2001 года, - сказал, что не добивается высоких постов и что возглавляемое им движение не будет совершать государственный переворот. Шихмурадов сказал, что верит не в «революцию, а в эволюцию» туркменской власти, и призвал сформировать международный суд для расследования деятельности диктаторов.

Идея расследования деятельности Ниязова, находящаяся в центре планов Шихмурадова по смещению его бывшего начальника, не стыкуется с принципами внутреннего устройства Туркменистана. Ниязов реализовал принципы автократизма полнее, чем любой другой среднеазиатский президент, объявив себя Туркменбаши Великим, божественным «отцом всех туркмен». Построив свое государство на этих принципах, Ниязов уничтожил практически всю свободную прессу и прекратил составление кодексов законов.

«Не существует никакой ассоциации адвокатов» или правовой системы», - говорит Шихмурадов. Поэтому Шихмурадов, вместе с «исполнительным комитетом» из 21 человека, пытается начать международное расследование, действуя главным образом из-за рубежа. (Сам он живет в Турции). Целью его группы, заявляет он, является предъявление президенту обвинений в целом ряде преступлений, в том числе в отмывании денег, наркоторговле, «эксплуатации государственных резервов» и убийстве.

Для предъявления этих обвинений потребуется международная организация, поскольку никто в Туркменистане не готов к этому. Шихмурадов сказал, что страх потерять жизнь не заставит его отказаться от планов возвращения в Туркменистан, однако не уточнил времени самого возвращения. «Мы отметаем страхи, - сказал он. - Мы вернемся, когда это будет диктоваться объективными факторами, когда большинство стран будут нас активно поддерживать». Он сказал, что он и его соратники пытались доказать, что репрессии, осуществляемые Ниязовым, носят настолько жестокий характер, что не идут в сравнение с репрессиями в других среднеазиатских странах. Шихмурадов сказал также, что его группа не стремилась вступить в официальный контакт с правительствами в Москве или Вашингтоне.

Что же касается неформальных контактов, то это другое дело. С легкостью переходя с русского на английский и обратно, Шихмурадов производит впечатление опытного политика. Туркменский диссидент берет корреспондента за локоть, отпускает шутки об американских общественных деятелях и выглядит моложаво, как никто из глав государств Средней Азии. Однако он поклялся «жизнью своих детей», что не хочет руководить Туркменистаном. «Нет человека, который бы заменил Ниязова, - сказал он по-английски. - Это невозможно. Мы хотели бы, чтобы правительство продолжало работать [еще в течение 18 месяцев до выборов], так что проблем с нашей легитимностью не будет. Если будут возникать вопросы, [мы проследим], в состоянии ли он на них ответить».

В последние месяцы Ниязов провел чистку своих спецслужб - КНБ. В интервью Шихмурадов вновь обвинил президента в том, что тот держал под личным контролем доставку караванов с гашишем из Туркменистана в Казахстан и Россию и занимался отмыванием денег, полученных от наркоторговли. [Более подробно см. Архив рубрики Eurasia Insight]. Шихмурадов сказал, что его группа представила информацию в ОБСЕ и «специалистам» Управления ООН по контролю над наркотиками и предупреждению преступности, однако трудно предвидеть, как эти агентства воспользуются полученными данными.

Другие наблюдатели говорят, что Ниязов накапливает исходный материал, необходимый для изготовления героина, и затем продает его с целью личного обогащения. Соединенные Штаты дважды арестовали глав государств по обвинению в наркоторговле в своем собственном полушарии, но вряд ли пожелают проделать это с азиатским диктатором. Тем не менее, говорит международный эксперт, деятельность туркменского правительства представляет серьезную угрозу для всего региона. Поэтому, говорит эксперт, Соединенные Штаты только «улыбнутся», если российские службы предъявят Ниязову обвинение.

На вопросы о подробностях своей стратегической линии Шихмурадов ответил, что его группа не намечает какой-то специальной даты. По его мнению, поворотный пункт в истории страны наступит после того, как произойдут изменения в «подсознании» лиц, принимающих решения. «Мы на 99 процентов уверены в будущем, и по этой причине мы обсуждаем не только политические, но и экономические вопросы, и планы на будущее», - сказал он. Большинство занятого населения Туркмении - бедные крестьяне. Страна более или менее успешно пытается развить нефтегазовую отрасль и начала обсуждать вопрос о строительстве газопровода, которое будет начато в Афганистане и продолжено в Пакистане.

Строительство трубопроводов часто связано с коррупцией и неумелым управлением, особенно если происходит в странах со слабо развитой демократией. А Ниязов, по-видимому, лично контролирует огромную долю национального богатства. Его арест, подготовку которого никто не берет на себя, возможно, вскроет факты широкомасштабной коррупции и вызовет вопросы о том, какой информацией располагал в связи с этим Шихмурадов, когда занимал пост министра иностранных дел. Туркменский диссидент, которого Ниязов уволил по обвинению в злоупотреблении служебным положением, отвергает свое соучастие в преступлениях. Он говорит, что Ниязов обманул его и других прогрессивных деятелей, и признает, что ошибался в президенте. В то же самое время, сказал Шихмурадов, он «никогда не давал повода думать, что [он служил] проводником политики Ниязова». Он отмел также идею о том, что стремится «отомстить» президенту. «Мы не верим в перевороты, - сказал он. - Я только хочу остановить этого монстра и: спасти мою страну».

Шихмурадов обещает, что не будет участвовать в выборах. По его словам, он хочет оставаться аналитиком или исследователем, формулируя выводы, к которым пришел за 30 лет дипломатической службы. Выразив уверенность, что Ниязов не покончит с собой, даже если будет осужден за наркоторговлю, Шихмурадов начал набрасывать проект нового международного суда над диктаторами. Такой суд, в отличие от учрежденных ООН трибуналов, расследующих деятельность военных преступников из Руанды и республик бывшей Югославии, будет всегда готов к слушаниям дел. Как таковой, сказал Шихмурадов, он будет представлять «постоянную опасность» для диктаторов; в противном случае они будут уходить от правосудия, поскольку не совершают традиционных военных преступлений. Подумав, Шихмурадов добавил, что такой суд может стать предпосылкой «здоровой глобализации».

В отличие от Кыргызстана и Узбекистана, которые превращаются в союзников США в войне с терроризмом, Туркменистан стремится сохранять нейтралитет во внешней политике. А в отличие от Казахстана или Азербайджана, он не наладил тесных отношений с транснациональными компаниями. Шихмурадов говорит, что он и его коллеги добиваются всего лишь «правильного понимания» того, что «ситуация в Туркменистане является невыносимой». По его словам, когда такое понимание придет, группа будет располагать необходимыми ресурсами.

От редакции. Алек Аппельбаум - автор и редактор EurasiaNet.

eurasianet.org

Предыдущая статьяЭркин Туркменистан****Письма из Ашхабада.
Следующая статьяХАТАМИ ЗАЯВЛЯЕТ, ЧТО ВАЖНЕЙШИМ ПАРТНЕРОМ КАЗАХСТАНА ЯВЛЯЕТСЯ ИРАН