CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

presscenter.ru

Российская военная база под боком у НАТО: неизвестные подробности визита С.Иванова в Бишкек

19 июля 2002

Левин feedback@presscenter.ru

Российская военная база под боком у НАТО: неизвестные подробности визита С.Иванова в Бишкек

Российские солдаты закрепляются в Киргизии всерьез и надолго - причем под боком у НАТОвских миротворцев. Аскавр Акаев понял: лично его власть полностью зависит не от Брюсселя, а от Москвы...

Помнится, как в феврале с.г. президент Киргизии Аскар Акаев часть своего отпуска провел в Москве, совмещая, как говорится, приятное с полезным, а именно - проведя довольно конструктивные переговоры с Владимиром Путиным. Именно тогда был положительно решен принципиальный вопрос о дальнейших перспективах российско-киргизских отношений, особенно в сфере военно-технического сотрудничества между Москвой и Бишкеком.

Импульсом этому, вне всякого сомнения, послужило закрепление в Конституции Киргизии государственного статуса русского языка. Родным его считают 600 тысяч человек из 5-миллионного киргизского населения.

Киргизия гораздо раньше других стран СНГ переболела дремучим национализмом. Так что узаконение русского языка в качестве второго государственного стало отнюдь не политической уступкой "старшему брату", не примитивным реверансом в сторону Москвы, а признанием существующих реалий. Русский язык, которым свободно владеет почти все население республики, нужен не только для того, чтобы смотреть ОРТ или читать российские газеты, но и для того, чтобы иметь возможность отправиться в Россию на учебу или заработки, изучать в оригинале различные инструкции и наставления по применению российского вооружения и военной техники (ВВТ)...

Немаловажное значение имеет "российский фактор" и для экономики страны. Он будет лишь способствовать приостановлению оттока из республики инженерно-технических и других квалифицированных кадров, без которых не может нормально функционировать промышленность и сельское хозяйство.

Так или иначе, Аскар Акаев в последнее время демонстративно дает понять, что курс на дружбу с Россией - это всерьез и надолго. Тот факт, что киргизский президент был удостоен мантии и диплома почетного доктора Академии МИД РФ, свидетельствует, что Москва пока не склонна расценивать сотрудничество Бишкека с США и другими странами антитеррористической коалиции, выразившееся в размещении на территории Киргизии иностранного воинского контингента, как антироссийский демарш. Тем более сам Акаев не устает повторять, что размещение носит временный характер и все действия в этом направлении координируются с Москвой. Его явно раздражают спекуляции на эту тему, и он рассматривает их не иначе как попытки "вбить клин" между Россией и странами Центральной Азии, входящими в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Значимость ДКБ для Киргизии и впрямь не уменьшилось даже после того, как на ее территории десантировались натовские войска. Здесь еще не забыли тревожные события 1999-2000 годов, когда на юг республики проникли формирования международных террористов. Тогда всполошенная республика ощутила моральную поддержку, получила военно-техническую и материальную помощь не со стороны НАТО, а со стороны стран, входящих в ДКБ - Армении, Таджикистана, Казахстана и России.

В мае-июне сего года над Киргизией нависла угроза гражданской войны. В различных регионах республики прошли многотысячные митинги, участники которых выдвинули политические требования: отставка высшего руководства страны, включая президента, прекращение уголовного преследования лидеров оппозиции, а также наказание виновных в трагическом кровопролитии 17-18 марта, жертвами которого стали шесть мирных жителей. Тогда киргизский ОМОН расстрелял демонстрацию местного населения, требовавшего освобождения из заключения своего земляка, депутата Азимбека Бекназарова.

Он попал за решетку по весьма странному делу семилетней давности сразу же после того как призвал парламентариев начать процесс импичмента президента Аскара Акаева, утверждая, что последний в 1996 и 1999 годах подписал "в обход парламента и в нарушение конституции" секретное соглашение с председателем КНР Цзян Цзэминем о передаче Китаю 125 тыс. гектаров приграничной киргизской территории. В упрек Акаеву ставилось и то, что во время баткенских событий 1999 года, когда исламские боевики Джумы Намангани (был убит вскоре после начала спецоперации союзников в Афганистане) вторглись в Киргизию, страна больше месяца не слышала президента, укрывшегося со своей свитой в резиденции на Иссык-Куле. Ситуацию удалось урегулировать в пользу Акаева лишь благодаря вмешательству России.

В Бишкек в срочном порядке был "командирован" секретарь Совбеза Владимир Рушайло, который сразу же после приземления в аэропорту "Манас" заявил, что Москва, где пристально следят за обстановкой в Киргизии "поддерживает курс Акаева", хотя вмешиваться во внутренние дела республики не намерена. Тем не менее "Россия не может безучастно относиться к негативному развитию ситуации в соседней стране, в которой действуют оппозиционные силы, цели и задачи которых известны правоохранительным органам и спецслужбам как Киргизии, так и России". Примечательно, что натовские военнослужащие из США, Франции, Дании, Норвегии и других стран заняли полный нейтралитет и даже не выразили моральной поддержки теряющему власть президенту "союзнического государства".

Тут же Аскар Акаев в очередной раз дал понять, что американцы и французы - это временно и ради общих интересов, а россияне - на веки вечные. Он всячески приветствовал создание Коллективных сил быстрого развертывания (КСБР) центральноазиатского региона коллективной безопасности и предложил разместить в Бишкеке их штаб-квартиру. Возражений не последовало.

В Москве, кажется, поняли, что сегодня в Центральной Азии не просто добивают международных террористов, но и делают большую политику. Ведь в эти дни все чаще слышны мнения о том. что для Соединенных Штатов борьба с бен Ладеном - не конечная цель, а лишь повод для того, чтобы отвоевать новое геополитическое пространство, закрепиться еще в одном регионе земного шара.

Военное присутствие в Киргизии дает американцам уникальную возможность следить за обстановкой в стратегически важных для них странах региона. С киргизского плацдарма они могут действовать в направлении и Афганистана, и Каспия, нефть которого интересует их вполне конкретно, и даже Китая. Если в недалеком будущем возникнут какие-то проблемы в неспокойном Синьцзянь-Уйгурском автономном округе КНР, то янки и здесь, как говорится, будут "под боком". Главное, как известно, поставить ногу в стремя.

Тут, естественно, возникает вопрос: а не окажется ли Киргизия своеобразной разменной картой в этой закулисной игре? Ведь в принципе большая часть киргизского населения, находящаяся на грани выживания, за постоянное натовское присутствие. Оно (местное население), несомненно, больше думает о том, сколько долларов поступает в госбюджет за взлет и посадку каждого "Миража" или F-15 и перепадет ли ему от этого что-нибудь. Работа на натовских объектах уже сегодня считается не только прибыльным делом, но и в высшей степени престижным занятием.

В Кремле подобная ситуация не приветствовалась - ведь шальные деньги заокеанского гостья могут вскружить голову не только рядового труженика, но и высокого государственного чиновника. Тем более, на Востоке. И в Бишкек направляется министр обороны Сергей Иванов. Он получает широкие полномочия от президента - окончательно согласовать и подписать ряд документов о "сохранении и укреплении" российского военного присутствия в регионе, - иными словами, законодательно оформить договоренности, достигнутые в ходе "отпускного визита" Акаева в Москву.

Никаких официальных комментариев о ходе и результатах переговоров не последовало, хотя российский министр выполнил свою миссию на "отлично". Прежде всего, было получено согласие киргизского руководства на строительство военной базы для КСБР, основу которых составят российские военнослужащие. При этом им будет предоставлено право самим решать, сколько и какой техники они намерены на ней разместить. В ближайшее время объекты базы начнут сооружаться на военном аэродроме "Кант" близ Бишкека.

Киргизская сторона согласилась продлить (с семи до пятнадцати лет) договор об аренде земельных участков под две военные базы России - полигон "Озеро" на берегу Иссык-Куля и узел связи ВМФ под Бишкеком. Взамен Москва подтвердила готовность выделить 4,1 млн. рублей на модернизацию киргизской системы ПВО, которая, как известно, входит в Объединенную систему противовоздушной обороны стран СНГ, а также согласилась готовить национальные военные кадры на безвозмездной основе.

Фактически Киргизия стала второй после Грузии страной Содружества, где отныне бок о бок будут квартировать как российские, так и натовские военные. В главном аэропорту республики "Манас" остаются коллективные силы антитеррористической коалиции в составе представителей 12 стран альянса, а рядом разместятся Коллективные силы быстрого реагирования. По словам главы оборонного ведомства Киргизии генерала Эсена Топоева, размещение вооруженных групп различных военных коалиций не противоречит ничьим интересам. Министр полагает, что главное здесь - борьба с международным терроризмом и диверсификация усилий в этом направлении. Так, если база НАТО используется для поддержки операции в Афганистане, то военный контингент, который разместится в Канте, будет ориентирован на ведение спецопераций против внезапных вылазок экстремистов в государствах Центральной Азии. "Отсюда очевидно, что мы решаем одни и те же задачи, только в разных форматах - международных и региональных", - заключил военный министр.

В Бишкеке всячески подчеркивают, что "региональный формат" следует рассматривать как весьма актуальный для республики, так как на территории Афганистана скопилось до 350 боевиков Исламского движения Узбекистана (ИДУ). Их ближайшая задача - укрепить связи со внутренней оппозицией стран региона и начать вооруженную борьбу с целью установления исламских порядков в мусульманских республиках бывшего Союза.

Антитеррористическая операция в Афганистане когда-нибудь да завершится. Натовцы уйдут. Акаев останется. Ему нужна собственная безопасность. Опыт показал, что без России здесь не обойтись.

Москва же не хочет рисковать впустую.

presscenter.ru

Предыдущая статьяСША хотят захватить иранский рынок
Следующая статьяВ Афганистане в этом году необычайно богатый урожай опиумного мака.