Кубат ОТОРБАЕВ (IWPR) Кто стоит за взрывом на кыргызском рынке?
27 декабря 2002 года около 11 часов утра на рынке "Оберон", расположенном на северной окраине города Бишкека, произошел взрыв. Имеются жертвы: 7 человек погибли, более 20 человек с ранениями различной тяжести попали в больницы.
По мнению одних обозревателей, прогремевший в канун Нового года взрыв на бишкекском рынке "Оберон" - не что иное, как борьба за места для торговли. Другие же полагают, что это был террористический акт, за которым стоят международные экстремисты.
В результате взрыва имеются не только человеческие жертвы - нанесен также значительный имущественный ущерб. Полностью разрушены камера хранения, общественный туалет, 3 контейнера - железные сооружения, использующиеся как торговые точки, а также существенно повреждены еще 11 контейнеров.
По факту взрыва возбуждено уголовное дело. Для установления причин взрыва создана государственная комиссия во главе с первым вице-премьером Курманбеком Осмоновым.
"Оберон" находится на территории торгового комплекса "Дордой", где действует несколько рынков. Их хозяевами являются такие фирмы, как "Мурас Спорт", "Оберон", "Жунхай-Дордой", "Алканов и компани", "Кербен". Торговый комплекс "Дордой" - один из крупнейших в Центральной Азии. По словам заместителя министра внутренних дел, начальника Управления внутренних дел г.Бишкек, генерал-майора милиции Кенешбека Дуйшебаева, за месяц "Дордой" посещает около полумиллиона человек, на нем работает более 10 тысяч торговцев.
Чтобы выявить причины трагедии, прежде всего следовало определить, что же на самом деле взорвалось. Проводивший пресс-конференцию в день взрыва Курманбек Осмонов заявил, что выдвинуто три предположения: взрыв газового баллона, взрыв пиротехнических средств и взрыв кислородного баллона.
Однако первое предположение было сразу же отвергнуто, так как на месте происшествия не было пожара. Вторая версия вызвала много сомнений у специалистов. Побывавший на рынке "Оберон" в первые часы после трагедии начальник отдела Государственной противопожарной службы (ГППС) города Бишкека Союзбек Акматов говорит: "Горения не было, на месте трагедии не обнаружено ни одной обертки от пиротехнических изделий".
Третье предположение тоже вызывало много сомнений у экспертов-криминалистов. Вот что сказал контрибьютору IWPR по этому поводу Союзбек Акматов: "Корпус кислородного баллона изготавливается из такого сплава металлов, что при взрыве баллон в худшем случае может распасться на несколько частей. А насколько мне известно, на месте взрыва не обнаружено каких-либо фрагментов кислородного баллона".
Только после новогоднего праздника представители правоохранительных органов объявили, что причиной взрыва на вещевом рынке "Оберон" стало взрывчатое вещество. Об этом 2 января на пресс-конференции в агентстве "Кабар" сообщил Кенешбек Дуйшебаев.
По его словам, к такому однозначному выводу пришли эксперты антитеррористической базы имени Ганси, которые по просьбе правительства Кыргызстана подключились к расследованию факта взрыва, и эксперты Государственного центра судебной экспертизы Министерства юстиции республики. Эти две группы экспертов вели расследование по отдельности, самостоятельно.
"Отрабатывается, - сказал Дуйшебаев, - много версий относительно того, как взрывчатка могла оказаться в камере хранения рынка". По словам замминистра, предполагается, что взрывчатку в камеру хранения накануне трагедии подложили двое молодых людей азиатской внешности. На основе показаний торгующих на рынке "Оберон" и хозяина камеры хранения, который чудом остался жив, составлен фоторобот подозреваемых.
Специалисты Службы национальной безопасности (СНБ), основываясь на том, что взрывчатка имела часовой механизм и была изготовлена из пенактогена - взрывного вещества большой мощности, заявляют, что акция на "Обероне" готовилась заранее и очень тщательно.
В беседе с контрибьютором IWPR первый заместитель председателя СНБ Борис Полуэктов подчеркнул, что "состав взрывного устройства напоминает тот, который использовали боевики при терактах на Каширском шоссе в Москве и в Комсомольске. Это говорит о том, что за взрывом стояли профессионалы".
По словам Полуэктова, пенактоген относится к бризантной группе взрывчатых веществ, которые применяются для изготовления боеприпасов. В таких целях пенактоген никогда не завозился на территорию Кыргызстана.
Следственные органы предполагают, что это вещество было ввезено в кыргызскую столицу для осуществления теракта и что люди, причастные к взрыву, уже успели выехать за пределы страны. СНБ намерена обратиться за помощью к правоохранительным органам соседних стран и России в поисках участников и организаторов взрыва на "Обероне".
"Отрабатывается версия о причастности к взрыву религиозных экстремистов и сепаратистов", - заключил зампредседателя СНБ Полуэктов.
Между тем, по мнению первого вице-премьер-министра Курманбека Осмонова, считать взрыв на "Обероне" терактом преждевременно. "Прежде чем однозначно назвать случившееся терактом, мы должны найти людей, совершивших данный взрыв. Или сами преступники должны взять на себя эту диверсию и объявиться" - сказал в интервью контрибьютору IWPR Курманбек Осмонов.
На вопрос контрибьютора IWPR, не является ли трагедия результатом дележа лакомого куска рынка между бизнес-группировками", вице-премьер ответил, что "данная версия отрабатывается следственными органами".
Следует отметить, что в феврале прошлого года полностью сгорел бишкекский рынок "Турбаза", на котором в основном торговали выходцы из Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая.
В результате пожара около 500 торговцев-уйгуров понесли огромный ущерб. Кому было выгодно уничтожить тот рынок - остается неизвестным по сей день. Кто-то причиной пожара считает замыкание в электропроводке, кто-то видит в этом происки конкурентов с других рынков, а кто-то уверен, что таким образом сами уйгуры попытались свести счеты друг с другом.
Есть ли связь между пожаром на "Турбазе" и взрывом на "Обероне"? Этот вопрос, по словам замминистра МВД Кенешбека Дуйшебаева, также рассматривается сейчас следственными группами.
Омбудсмен Кыргызстана Турсунбай Бакир уулу уверен в том, что ни в чем не повинные люди на "Обероне" стали жертвами криминальных разборок между фирмами-конкурентами. "Сводящие таким образом друг с другом счеты группировки, к сожалению, являются непростыми силами в обществе. У них есть деньги и власть", - поделился своим мнением Бакир уулу.
Известный в Кыргызстане правозащитник Турсунбек Акунов склонен считать, что трагедия на "Обероне" является итогом выяснения отношений между нелегальными группировками, которые стремятся к переделу самого крупного в стране и прибыльного торгового комплекса
В то же время директор Общества с ограниченной ответственностью "Оберон" Нуржамал Байболова утверждает, что между возглавляемым ею рынком и другими субъектами торгового комплекса "Дордой" нет никакого противостояния.
Ей вторит супруг, депутат парламента Кубат Байболов: "Мы с соседними субъектами всегда были в хороших отношениях и работали дружно. У меня в коммерции нет таких врагов, которые пошли бы на столь дерзкое преступление".
Интересен тот факт, что созданная для выяснения причин взрыва на рынке "Оберон" правительственная комиссия спешно начала инспектировать все рынки города Бишкека.
Независимые эксперты считают, что это не что иное, как передел собственности. "Именно такой исход события нужен был некоторым силам, чтобы получить торговые точки на рынке "Дордой"", - сказал один из депутатов парламента, пожелавший остаться неназванным.